ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Терентьева Надежда Сергеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 6, ВКК

«Самоанализ учителя как инструмент повышения качества образовательной деятельности (условий, процесса, результатов)»

I.Обусловленность выбора темы.

Противоречие первое. «Много диагнозов - отсутствие лечения».

«ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ В ТОМ, ЧТО оценивание ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ради оценивания, А НЕ РАДИ РАЗВИТИЯ  сами по себе оценочные процедуры результат не улучшают. Только грамотное использование результатов способно повлиять на качество образования». /цитата из выступления руководителя института оценки качества образования ИРО Жигулиной Марины Леонидовны на одном из пленарных заседаний в программе информационных дней ИРО/.

Противоречие второе. Многообразие курсов повышения квалификации не обеспечивает качества аналитической составляющей профессионализма учителя. Программы повышения квалификации педагогов направлены в основном на повышение качества преподавания. Однако повышение квалификации - это еще и развитие аналитических умений самого учителя. А этому нас учат мало. Аналитический блок в оценке при аттестации в большинстве случаев - слабое звено.

Противоречие третье. Технологии анализа существуют, но слабо используются школьными учителями, несмотря на то, что именно этой категории они остро необходимы.

II. Предлагаем

Инструментарий swot - анализа позволяет увидеть разные стороны профессиональной деятельности и поэтому может стать вектором дальнейшего совершенствования.

Составляющие swot - анализа:

сильные, слабые стороны деятельности,

угрозы, риски - негативные факторы, которые препятствуют достижению цели,

возможности дальнейшего развития и устранения рисков.

Самоанализ учителя в технологии SWOT мы предлагаем по трем составляющим: условия, процесс, результат.

1. Анализируем условия деятельности учителя

Условие 1. Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Условие 2. Продуктивные современные образовательные технологии.

Условие 3. Управление индивидуальными учебными планами обучающихся.

Условие 4. Обновленное содержание образования.

Условие 5. Открытая  система  мониторинга качества освоения образовательных программ.

Сильной стороной системы созданных условий становится техническая и содержательная доступность и открытость.

Слабая сторона. Современные электронные версии УМК в практике отсутствуют. Если в выпускных классах мониторинг предметных умений осуществляется в стандартизированном инструментарии, адекватном ОГЭ и ЕГЭ, то в основной школе такого инструментария, доступного всем учителям, нет.

Риск в потере мотивации к самостоятельной и творческой деятельности обучающихся, когда весь процесс технически обеспечен и информационно доступен.

 Возможности преодоления риска - в профессиональной мобильности, в знании психологических и возрастных особенностей подростков 10-17 лет, что является требованием профессионального стандарта учителя.

2. Анализируем процесс

  1. Учитель на уроке должен дать предметные знания по определенным темам, донести информацию до учащихся, попросить ребят выполнить то или иное учебное задание. Это и есть предметное содержание урока или внеурочного занятия.
  2. Результаты международных исследований PISA 2015 и PIRLS 2011, ежегодного мониторинга ПНПО ставят перед школой и учителем требование не предметного характера, а социально востребованное.
  3. Системная организации внеурочной проектной и исследовательской деятельности требует управления самостоятельной деятельностью обучающихся через работу учебного кабинета иадекватногоиспользования Интернет - ресурсов. Направления деятельности закреплены в Государственной Программе СО «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года».
  4. Параллельно с обучением обучаемся сами,развивая собственный профессионально-личностный, методический потенциал.

Сильная сторона процесса профессиональной деятельности - ресурс урока и несомненное многообразие социокультурных практик.

Слабая сторона - доступность развития для разных групп обучающихся, в том числе социальных.

Риск - в потере детей той или иной группы.

Возможности преодоления риска - в корпоративной организации деятельности.

3. Анализируем результат

Динамика в статистике промежуточной аттестации.

Уровень удовлетворенности содержанием и условиями организации занятий

Динамика предметных результатов выпускников

«Золотые» медалисты

Социализация выпускников

Инновационная работа учителя над собственным потенциалом

Сильная сторона - активность учителя в методической работе.

Слабой стороной остается дефицит времени и перегруженность учителя в повседневной практике.

Возникает риск потери из поля зрения предметника основных задач и проблем педагогической деятельности - образовательной.

Возможности устранения угрозы - в развитии профессионализма, в мобильности, в гибкости дифференцированного подхода к обучению

Сводим риски и возможности В ЕДИНУЮ МАТРИЦУ и прогнозируем направления дальнейшей деятельности.

III.В заключение некоторые важные детали.

  • Количественной оценки факторов, как правило, при SWOT-анализе не происходит.
  • Следует концентрироваться на том, чтобы максимально использовать возможности.
  • Следует оставаться объективными и пользоваться разносторонней входной информацией, в том числе статистической.
  • Привлекательной стороной SWOT-анализа является однозначность и недвусмысленность.

Результат SWOT- анализа: дорожная карта следующего этапа, содержание которой укладывается в формулу: РИСКИ – ЦЕЛЬ – ЗАДАЧИ – ПРО

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК