ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Левкович Томара Павловна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 5, ВКК

«Проблемное обучение как способ повышения эффективности учебного процесса на уроках литературы в старших классах»

Сегодня всем известно, что современное молодое поколение потеряло интерес к книге. На смену интереса к художественному слову пришло равнодушие к  классической литературе. Современные ученики не понимают, зачем нужен анализ произведений, и поэтому он становится в их глазах неоправданной операцией.

Надо сказать, что литература менее всего укладывается в жесткие рамки строгой системы понятий. Здесь труднее всего определить минимум знаний, которые должны быть сообщены ученикам для освоения художественных произведений. Сколько времени и жизненного опыта необходимо ученикам, чтобы понять " Войну и мир" Толстого Л.Н. или " Героя нашего времени" Лермонтова М.Ю.? Один урок, две недели или вся жизнь? Прочтение книги не тождественно ее усвоению.

Познание литературного произведения - процесс наиболее индивидуальный в сравнении с постижением других школьных предметов. Освоение литературы читателем во многих отношениях столь же индивидуально, как и литературное творчество. В классическом художественном произведении заложен воспитательный и духовно нравственный потенциал, способный благотворно воздействовать на ум и душу подрастающего поколения. Настоящая книга, прочитанная с пониманием, способствует формированию высоконравственной  личности. Читая русскую классическую литературу, мы невольно начинаем лучше разбираться в перипетиях жизни и в самих себе. И я как учитель литературы стараюсь показать ученикам, что русская классика - это не чуждый мир непонятных проблем: «Века могут соединиться, если каждый поймет: вечные вопросы, мучившие великих на протяжении столетий, - это и твои проблемы, твои невысказанные сомнения». На мой взгляд, в этой ситуации именно проблемное преподавание пробуждает интерес к литературе как к науке, вызывает в учениках потребность в анализе.

Для своей педагогической деятельности я выбрала проблемное обучение. Этот метод считается одним из сложных, но в то же время является самым интересным в своей практической реализации. Он диктуется самой природой литературы как вида искусства. Писателями-классиками затрагиваются вечные проблемы, которые находят отражение и в современной жизни.

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. В проблемном анализе есть непрерывность читательского поиска, свобода обращения с текстом. Литературный анализ на уроке как бы выстраивается усилиями самих старшеклассников.

Изучая методическую литературу, я поняла, что суть проблемного урока - творческое усвоение знаний и развитие мыслительных способностей школьников. Существуют 2 варианта структуры проблемного урока, разработанных М. Махмутовым и Е. Мельниковой. Продумывая проблемный урок, я использую, в основном, структуру урока, разработанную этими авторами.

Урок проблемного обучения можно наглядно представить в виде схемы:

I этап - постановка педагогической проблемной ситуации.

II этап - педагогически организованная проблемная ситуация переводится в психологическую; происходит осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного.

III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия.

IV этап - возникновение идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании учащихся.

V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

VI этап - отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения.

Основу проблемного обучения составляют так называемые проблемные ситуации, систематически и преднамеренно создаваемые учителем путем постановки проблемных вопросов. Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие - то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, знаний, и он должен сам их искать. Главным элементом проблемной ситуации является неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для выполнения нужного действия. Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащее усвоению знание будет занимать место неизвестного.

На уроках литературы формирую задания так, чтобы при изучении нового произведения ученики получили результат в ходе решения теоретических и практических проблем. В процессе работы они преодолевают все трудности, самостоятельность достигает высокого уровня.

Основой проблемной ситуации является острый, проблемный вопрос, сложный, противоречивый, но разрешимый для учеников. М.А.Рыбникова считает, что иногда разбор произведения сложно свести к одному вопросу: обозначить тему, превратить беседу в спор. Результат - всесторонний разбор произведения, так как учитель требует доказательств, всё больших. Этот путь работы очень живой и интересный.

Мне близок подход проведения уроков, разработанных  В.Г. Маранцманом. Данный подход я считаю наиболее приемлемым и актуальным в организации проблемного обучения на уроках литературы. Петербургский методист, учёный, поэт, переводчик, Маранцман В.Г. считает, что проблемная ситуация не замыкается в рамках одного урока. Она должна предшествовать всему анализу в целом. Приведу пример изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Такую систему уроков для изучения романа я использую в каждом 9 классе.

Маранцман В.Г. предлагает строить проблемный анализ произведения на уроке по способу соподчинения и последовательного подчинения частных вопросов общему. Данный путь соподчинения частных проблемных ситуаций общему проблемному вопросу Маранцман В.Г. избрал для анализа романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Для этого романа центральный вопрос анализа выдвинут авторским предисловием: действительно ли Печорин - герой нашего времени? Вопрос этот носит социально - психологический характер, поэтому автор подключает к нему проблемные ситуации, посвященные каждой части романа. Эти занятия организованы как отдельные проблемные ситуации, каждая из которых создана своим проблемным вопросом:

1-й урок. Странный человек (повесть "Бэла"). Кто Печорин - виновник или жертва трагедии?

2-й урок. "Об чем было нам говорить?" ("Максим Максимыч"). Кто более прав в отношении друг к другу: Печорин или Максим Максимыч?

3-й урок. "Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?" ("Тамань"), Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов?

 4-й урок. "За что они все меня ненавидят?" ("Княжна Мери"). Кто побеждает в поединке: Печорин или общество?

 5-й урок. "Неужели зло так привлекательно?" ("Княжна Мери"). Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?

6-й урок. "Зачем я жил? Для какой цели я родился?" ("Фаталист"). К кому относится название последней части романа?

7-й урок. "Отчего же вы не веруете в действительность Печорина?" (предисловие к роману и предисловие к "Журналу Печорина"). В чем автор согласен с Печориным и в чем спорит с ним? Каждая из этих проблемных ситуаций подчинена решению общего вопроса: действительно ли Печорин - герой нашего времени?

Для закрепления коммуникативных навыков после анализа каждой повести даю темы для небольшого сочинения-рассуждения.

К повести «Бэла»: «Печорин виновник или жертва трагедии?», «Максим Максимыч: кто он - сочувственный свидетель или непосредственный свидетель происходящего?».

 К повести «Максим Максимыч»: «Как объяснить нежелание Печорина остаться», «Злой нрав» или глубокая постоянная грусть лежит в основе характера Печорина».

 К повести «Княжна Мери»: «Почему Печорин идёт на дуэль, зная о заговоре против него?», «Почему для Мери считает  Печорина хуже убийцы?».

К повести «Фаталист»: «Можно ли Печорина назвать фаталистом?»

Результативность применения  технологии проблемного обучения налицо:

изменилось отношение учеников к изучаемому предмету в лучшую сторону: учащиеся стали активнее на уроках, развили умение работать самостоятельно и пополнять свои знания путем самообразования; сформировалось более ответственное отношение к учению; окрепло умение работать в коллективе и отвечать за успех общего результата; развиваются творческие способности, повышается положительная мотивация к изучению литературы.

Таким образом, данный вид обучения необходим современной школе. Действительно, система уроков, включающая вопросы и задания проблемного характера, позволяет оживить и активизировать учебный процесс, способствует формированию нравственного воспитания учащихся, их мировоззрения, разных умений и навыков коммуникативного общения.

 

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК