ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Сидорова Анжела Геннадьевна, учитель технологии МАОУ СОШ  № 5, 1 КК

«Освоение технологических знаний и технологической культуры на основе включения обучающихся в проектную деятельность»

        Стандарт основного общего образования по технологии в основной школе определяет достижение следующих целей:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда;

- развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, yвaжительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда.

Для достижения целей в профессиональной деятельности использую педагогические технологии деятельностного типа: личностно-ориентированного обучения,  проблемного обучения, технологию групповой деятельности, проектного обучения.

        Технология проблемного обучения основана на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Например, на уроке технологии это может быть самостоятельное составление технологической карты при приготовлении блюда или выполнении поузловой обработки изделия. Когда учитель ставит проблему, а ученики самостоятельно или под его руководством находят решение - это частично-поисковый метод в проблемном обучении. Но главным является исследовательский метод - такая организация учебной работы, при которой учащиеся овладевают умением самостоятельно добывать новые знания и планировать свою деятельность. Совокупность этих методов является составляющей технологии проектного обучения.

Под проектом понимается самостоятельная, творчески завершенная работа, выполненная под руководством учителя.

        Метод проектов в технологическом образовании - это способ организации познавательно-трудовой деятельности обучающихся, предусматривающий  определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги,  определение реального спроса на рынке товаров.

Учебные проекты в рамках образовательной области «Технология» и методика их применения имеют свои отличительные особенности. В связи с этим виды проектов следующие: творческие, исследовательские, игровые, информационные, практико-ориентированные.

Структура творческого проекта следующая:

- пояснительная записка;

- творческая работа (изделие);

- защита творческого проекта.

         Основные этапы выполнения творческих проектов следующие:

- Подготовительный. На этом этапе определяются тема проекта, его обоснование, необходимые материальные и финансовые затраты по проекту

- Конструкторский, где рассматриваются возможные варианты различных конструкций и вырабатывается оптимальный. Оформляется документация.

- Технологический. Изготовление изделия.

- Заключительный этап, на котором дается экономическая, экологическая оценка выполненной работы, самооценка и защита.

        Творческие проекты учащиеся выполняют в рамках учебной программы по результатам изучения отдельных тем.

Критерии оценивания выполненных проектов следующие:

- аргументированность выбора темы, обоснование потребности;

- объем и полнота разработок;

- аргументированность предлагаемых решений;

- качество пояснительной записки;

- качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.

        При оценивании учебных достижений обучающихся использую критериально - ориентированную  систему оценки. Использование в педагогической практике оценки учебных достижений обучающихся на основе индивидуально ориентированных критериев обеспечивает личностно-деятельностный подход и способствует осуществлению обратной связи, что позволяет всем участникам образовательного процесса понимать уровень усвоения материала и корректировать все возникающие проблемы.

Такая система удобна при самооценке проектной деятельности учащихся. Анализ совпадения или несовпадения оценки учителя и самооценки учащегося позволяет получить представление об освоенных информационно-методологических умениях и деятельностно-коммуникативных возможностях обучающихся при работе над проектом.

Являясь руководителем городского методического объединения учителей технологии, инициирую и осуществляю руководство ежегодным городским конкурсом творческих проектов обучающихся. Учащиеся под моим руководством принимают активное участие и занимают призовые места.

        В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Все это проявляется при выполнении обучающимися практико-ориентированных проектов. В сентябре  2012 - 2013 уч. г. был запущен масштабный практико - ориентированный, социально - значимый, коллективный  проект «Моя уютная школа». Цель проекта заключалась в благоустройстве родной школы. За время его реализации 33 окна в здании школы были украшены красивыми оригинальными шторами. Исследовательские проекты выходят за рамки учебной программы и предполагают решение исследовательских задач с выдвижением гипотез, определением методов исследования. Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований на основе знаний и практических навыков. В рамках исследовательского проекта «Детское кафе в городе Карпинске» было проведено множество опросов, анкетирования, изучен рынок услуг в этой сфере, сделаны экономические расчеты, выдвинуты 2 гипотезы.

Проекты «Моя уютная школа» и «Детское кафе в городе Карпинске» были представлены на конкурсах, научно-практических конференциях муниципального, областного и всероссийского уровней.

        Обязательным условием участия в школьном и муниципальном турах Всероссийской олимпиады школьников является наличие проекта. Эффективное использование метода проектов при изучении предмета «Технология»  подтверждает успешное участие в олимпиадах.

        В рамках ФГОС ООО метод учебного проектирования (метод проектов) способствует формированию метапредметных результатов обучения (УУД) на уроках технологии. В результате использования технологии учащиеся овладевают алгоритмом и умением выполнять проектные работы, формируется познавательный интерес, умение выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизация учебной деятельности.

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК