ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Федина Ольга Андреевна, учитель математики МАОУ СОШ № 5, 1КК

«Информационные технологии как средство повышения эффективности обучения математике»

Постоянно растущий объём информации, её многопрофильность привели к тому, что ни у кого не вызывает сомнения тезис о невозможности знать и уметь всё. Таким образом, наиболее ценным стало умение добиться цели, искать и находить решение. А одним из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность.

В современной системе образования использование информационных технологий является одной из ведущих форм организации образовательного процесса. Это реализация учебной деятельности, ориентированная главным образом на самостоятельную работу учащихся.

Применение компьютерных программных средств в обучении математике позволяет не только разнообразить традиционные формы, но и решать самые разные задачи:

- развивать научное мировоззрение;

- повышать уровень обучения;

- обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию обучения;

- осуществлять контроль знаний учащихся;

-повышать интерес к предмету, познавательную активность школьников.

Использование в педагогической работе приложений Гугл Диск онлайн - приложения Google Spreadsheets (Google Таблицы) и Google Forms (Формы в Google Docs), адаптированных под соревнования между обучающимися, позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес к предмету, к своим возможностям и пытливость ребенка. При этом практически неограниченно увеличивается количество тренировочных заданий; достигается оптимальный темп работы каждого обучающегося; легко достигается уровневая дифференциация обучения; поддерживается интерес у ребенка, его активность на протяжении всего периода выполнения заданий. Обычно работа с таблицами ограничивается промежутком времени с жестким регламентом на соревнованиях и более гибким на тренировках.

В ходе решения заданий обучающиеся могут убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране (0 или 1), проанализировав рейтинг каждого задания, исправив допущенные ошибки, получив балл 0,75.

Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Поэтому целесообразно сделать результаты открытыми для всех участников.

Внутренняя формализованность работы компьютера, строгость в соблюдении «правил игры» с принципиальной познаваемостью этих правил способствует большей осознанности учебного процесса самим обучающимся, повышают его интеллектуальный и логический уровень. Компьютер является как помощником, так и контролером на стадии тренировочных упражнений.

Компьютер замыкает на себя большую часть контрольных функций и реакций на ошибки ученика. Ошибки, беспощадно фиксируемые компьютером, оказываются в значительной степени частным делом школьника. Учитель выступает в роли аналитика, выявляя слабые стороны в знаниях учащихся.

Также спешу заметить, что компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, освобождает учителя от необходимости поддерживать темп и тонус деятельности каждого обучаемого, тем самым реализуя один из основных принципов индивидуализации обучения.

В основе организации педагогической деятельности лежит идея формирования у обучающихся деятельного состояния, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности обучающихся.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

  • организовать этот процесс нетривиально, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся;
  • индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у обучающихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления отметок), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля.

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.

Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, подкрепления хорошо организованной домашней работой. Не менее важное значение имеет она также для воспитания обучающихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.

Что призвано давать домашнее задание, и не может дать урок? Возможность трудиться спокойно, без спешки, не ожидая оценок учителя и одноклассников; работать не с максимальным, но оптимальным для того или иного ученика напряжением; самостоятельно планировать очередность видов деятельности, ход предпринятой работы; привлекать по своему желанию дополнительную литературу; привести все знания в систему.

Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить чудеса. А чтобы оно было таким, надо сделать все возможное, чтобы, выполняя работу, ученик пусть хоть на секунду почувствовал бы вкус хотя и крошечного, но лично им сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что эта работа может приносить радость и пользу.

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК