ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Веретенникова Ирина Валерьевна, учитель физики и математики МАОУ СОШ № 16, ВКК

«Цифровые образовательные ресурсы как средство расширения образовательных и воспитательных возможностей для развития детей на уроках и во внеурочной деятельности»

На протяжении длительного времени в сфере образования для обеспечения активной учебно-познавательной деятельности обучающихся используются ЦОР, которые позволяют учителю обеспечить реализацию любых образовательных задач. Это тренажёры, виртуальные лаборатории, обучающие игры, интерактивные приложения, электронные учебники и многое другое.

За годы работы в школе сложилась определённая система работы, накопился положительный опыт. Чтобы оживить урок, сделать его интересным, красивым и интерактивным использую возможности Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - набор современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с ФГОС, который рассчитан на массового пользователя и обладает наглядным, удобным, понятным пользовательским интерфейсом. Здесь можно найти видео, анимацию физических процессов, рисунки, таблицы, графики, физические диктанты со звуковым сопровождением и т. д.

На уроках и во внеурочное время активно используются готовые программные продукты. Для учащихся, которые интересуются физикой, мною отобрана и активно применяются в практической деятельности программа «Живая физика». Данная программа помогает ученикам представить визуально, описанные в задачах физические ситуации. Это в первую очередь помогает в решении задачи и делает процесс интересным и запоминающимся. Интересны и игровые творческие задания по моделированию реальных устройств (лифт, автомобиль, пушка, ракета и др.)

Также в своей практике использую компьютерные модели, которые предоставляют возможность получать наглядные динамические иллюстрации физических экспериментов и явлений, воспроизводить их детали, которые часто ускользают при наблюдении реальных явлений. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом экспериментов наблюдать построение соответствующих графических зависимостей. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся испытывают трудности при построении и чтении графиков.

Трудно переоценить возможности компьютера и при выполнении виртуальных лабораторных работ. Безусловно, «живой» эксперимент нельзя заменить ничем, но применение информационных технологий расширяет возможности школьного эксперимента. За короткий промежуток времени  ученик может много раз менять исходные данные эксперимента и проследить, как при этом изменяется физический процесс. Хорошим подспорьем в 8 классе является программа «Электроконструктор», которая позволяет имитировать на экране монитора сборку электрических схем, исследовать особенности их работы, проводить измерения физических величин. Эту же программу использую и при решении задач по теме «Виды  соединения проводников» с целью создания проблемной ситуации, формулировки гипотезы, а так же с целью её экспериментальной проверки.

Не менее важным способом приобщения учащихся с одной стороны к грамотному использованию информационных технологий, а с другой - к физическому эксперименту, служат цифровые лаборатории. Они позволяют провести как демонстрационных, так и лабораторный эксперимент на современном уровне, убрав или значительно упростив рутинные процессы обработки результатов измерений, но увеличив при этом их точность. Использование цифровых лабораторий, оснащенных разнообразными датчиками для проведения физических измерений и программами для математической обработки результатов - одно из наиболее перспективных направлений в современной методике обучения физике. Однако необходимо помнить, что для впервые изучающего физику ребенка крайне важно не только увидеть результат измерения, но и понимать, как он получился, какие явления лежат в основе измерения той или иной физической величины, как работает прибор. Видя только коробочку-датчик и таблицу или график на экране, учащийся не сможет осознать эти процессы. Поэтому полностью отказываться от традиционных приборов, традиционного эксперимента ни в коем случае нельзя. Цифровые лаборатории использую для организации индивидуальных и групповых проектов, с которыми ребята выступали на школьных и муниципальных уровнях. С проектом «Исследование влияния влажности  и температуры воздуха на здоровье человека» получили диплом 3 степени международного конкурса научно-исследовательских работ «Старт в науке»

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся - это составная часть их обучения и воспитания. Сформировать и поддерживать интерес к предмету позволяют профильные занятия в школьном летнем лагере. Программа профильного отряда «Юный исследователь» ориентирована на овладение методами познания путём включения учащегося в активную самостоятельную успешную деятельность и  включает разнообразные учебные занятия (экскурсии, лабораторные и практические  работы, анализ собранного материала, представления результатов своей работы) и активные формы отдыха. Содержание программы ориентировано не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками (осмысленное усвоение).

Уже ни один год в школе для 5-6 классов организован факультативный курс по проектной деятельности. Он представляет собой  пропедевтический интегрированный курс  в рамках образовательной области «Естествознание». Курс ориентирован на овладение методами познания путем включения учащегося в активную самостоятельную успешную деятельность и создающий необходимые условия для развития всех сфер личности учащегося. Формируемые при этом универсальные учебные действия и практические умения в работе с различными инструментами и приборами (в том числе - с компьютером), привычка к совместной работе в группе с позитивной взаимозависимостью, составляют ожидаемые результаты учебной работы.

Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе способствует достижению следующих развивающих и воспитательных целей:

- формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса, в той или иной мере приближенных к реальным условиям;

- развитие умения аргументировать свою точку зрения, формулировать и излагать свои мысли;

- развитие способности анализировать ситуации, выделять причины их возникновения, находить средства и способы их разрешения;

- воспитание твердости, необходимой для защиты своих позиций перед другими;

- совершенствование процессов внимания, памяти, мышления.

Проблемы использования ЦОР на уроках физики неоднократно обсуждалась в рамках ГМО учителей физики. Представлен опыт работы с цифровыми лабораториями, с виртуальной программой «Электроконструктор».

В заключение хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, полноценное внедрение ЦОР в учебный процесс позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии.

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК