ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Алексеева Ольга Геннадьевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 16, 1 КК

«Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования»

        Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, определены виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Образ «портрет» выпускника по ФГОС прост и понятен: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир. В ООО: умеющий учиться, вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов, понимать важность образования для жизни и деятельности и применять знания на практике. Всё вышеперечисленное больше, чем отличный аттестат. Это залог личного и профессионального благополучия, в основе которого умение вести себя, учиться, общаться и адекватно воспринимать окружающий мир - регулятивные, познавательные, информационно-коммуникативные умения, воплощённые в действия, взятые за правило, формирующие модель поведения. Просто действия, даже не такие интегральные и комплексные характеристики, как обученность, компетентность, образованность, культура. Действия, которые определены и структурированы в приказах и порядках, детализированы в примерных образовательных программах, перенесены в школьные образовательные программы и рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей.

         В нашей школе сложилась модель формирования и оценки УУД.

1.Цель: утверждённые ФГОС характеристики - «портрет» выпускника.

2.Процесс: отработка в системе и в деятельности конкретных действий на уроках, занятиях по программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, при проведении классных и школьных мероприятий.

        Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

        Ученик - полноправный субъект формирования конкретных учебных действий, он вместе с учителем формулирует, контролирует и оценивает УУД. А это значит, что даже  в лексике, в постоянном употреблении, должны звучать названия учебных действий, соответствующие планируемым результатам освоения образовательной программы: «ставь цель, удерживай задачу, учитывай ориентиры, контролируй процесс, контролируй результат, преобразуй практическую задачу в познавательную», что направлено на формирование всех групп УУД.

3.Результат: по модели формирования и оценки УУД - описание уровня сформированности УУД в характеристике ученика по завершении основной образовательной программы. Для мониторинга состояния сформированности УУД группами учителей нашей школы проводится педагогическое наблюдение: УУД в парах оценивают учителя «смежных дисциплин», например учитель истории и учитель географии: оцениваются умения видеть назначение, структуру и ориентиры решения учебной задачи; планировать ход решения и контроля; осуществлять контроль и оценку выполнения учебной задачи; проводить корректировку хода решения.

4. Методы и приёмы, работающие на достижение результата: универсальные учебные действия - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Как же «научить учиться»?

        Школа должна ребёнка: «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»), системно мыслить и действовать продуктивно. 

        При использовании традиционных способов обучения ориентированных в большей степени на память, а не на мышление, учебно-познавательный процесс  носит воспроизводящий характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль деятельности. Применение системно-деятельностного подхода позволяет устранить этот недостаток. Например: в традиционном уроке основная часть урока уделяется рассказу учителя с опорой на текст учебника и иллюстративный материал, при компетентностном подходе создаётся проблемная ситуация, учащиеся предлагают свои варианты выхода из неё, происходит актуализация знаний, необходимых для решения проблемы и выяснение, что необходимо узнать для этого, поиск решения проблемы с помощью текста учебника, иллюстраций, карт. Форма может быть как фронтальная, так и групповая. Всё это формирует познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД.

        На уроках истории и обществознания развиваются не только предметные компетенции, но и надпредметные, - информационная, культурологическая. И тогда меняется роль учителя - учитель-навигатор и координатор, создающий условия для работы. Подобное положение на уроках истории особенно важно, когда неоднозначность и неоднородность исторического материала изначально подталкивает ученика к развитию самостоятельности мышления, самобытности выводов: петровские преобразования, сталинские репрессии, эпохи «оттепели, застоя, перестройки».

        Важно то, что учитель в своей деятельности использует задания, развивающие познавательные действия, требующие умений находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать историческую информацию. Это могут быть:

1) "умные" тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (причём важно не только решить тест - каждое такое задание может стать основой для обсуждения, позволяющего скорректировать знания учащихся);

2) заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц (необходимо учить выделятьструктурировать информацию, владеть приёмами анализа и синтеза);

3) задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых источников (определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов любого стиля);

4) задания на определение персоналий по приведенной характеристике (выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов).

        Современный урок - урок дискуссия, урок - дебаты, урок - суд. Чем они ценны: на таком уроке можно проследить не только за уровнем самостоятельной поисковой работы учащихся, но и за умением использовать этот материал в работе, в нестандартных ситуациях, доказывая свою точку зрения. Дети откликаются на неоднозначные темы «Сталин - отец народов или тиран?», «Раскольников: тварь ли я дрожащая или право имею?», « Хрущев «Оттепель»: миф или реальность». Даная форма работы стимулирует формирование всех видов УУД, в первую очередь коммуникативных УУД, так как направлена на развитие способностей к согласованию действий с учетом позиций других. Конечно же, это темы старших классов, но для 5–и и 6-классников можно включать в уроки элементы ролевых игр, а мы помним, что игра и общение - важная часть жизни подростка.

        Формированию УУД в значительной степени способствует методика изучения материала крупными блоками. Основная идея: изучаемая тема не дробится на отдельные мелкие фрагменты (параграфы), а представляется целиком на лекционном занятии, затем повторно проводится через различные виды практической самостоятельной работы и, наконец, третий раз «пропускается» через сознание и память школьников посредством контрольных заданий различного характера (репродуктивных, конструктивных, творческих).

        6-классники погружаются в мир Древнерусского государства - в этом помогают различные средства обучения: историческая карта, мультимедиа-лекции; презентации. В то же время, материал должен быть достаточно компактным и  работающим на все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Полученные знания преобразуются в «Блок-схему», опорный конспект. Следующий этап - этап самостоятельной работы - формируются опыт самостоятельного поиска знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа. На таком уроке ребята составляют план текста, формулируют определения, заполняют таблицы, учатся извлекать информацию из текста. Успешно развиваются творческие способности обучающихся: они пишут сочинения (что направлено на результат - успешное написание Исторического сочинения на ЕГЭ), рисуют (учебный класс полон творческих детских работ). Развиваются коммуникативные УУД, поскольку применяю работу в парах, группах. И опять же функция учителя определяется как информационно-консультативная, организующая.

        Задача следующего этапа - определить уровень усвоения материала. Достигается это сочетанием самостоятельной индивидуальной и групповой работ. Эффективен дифференцированный контроль, программированные задания (тесты, в том числе и компьютерные), познавательные задачи. Уровень сложности может быть задан любой, он зависит от цели, степени подготовленности детей.

        В своей работе использую приёмы: «Вы согласны с этим высказыванием?», «Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных, «Верите ли вы, что…», «Что это…» (своеобразный «черный ящик»), «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация), «Мое мнение», «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы).

            И в заключении: если мы хотим чтобы дети усвоили материал, то научим их мыслить системно; постараемся, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности.

        Помним, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике; найдём способ научить ребенка применять свои знания.

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК