ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Пирогова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2, 1 КК

«Развитие творческого мышления как фактор интеллектуального развития обучающихся в условиях реализации ФГОС»

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. В сегодняшнем обществе способность творить расценивается выше знаний и умений.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отражена необходимость развития творческого мышления школьников.

Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Речь идет не о том, чтобы специально развивать именно творческое мышление и этой задаче подчинять весь процесс обучения, а о том, чтобы творческое мышление каждого школьника находило наиболее благоприятные условия для возникновения, проявления, интенсивного развития в соответствующей воспитательной и обучающей атмосфере.

Проблемой развития творческого мышления у младших школьников является несоответствие воображения и уровня интеллекта. В младшем школьном возрасте высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. И без интенсивной работы по развитию последнего способность к творчеству в дальнейшем быстро снижается.

Уровень развития творческого мышления определяется доминированием (преобладанием) в мышлении четырех особенностей:

-  быстротой  создания потока  идей и возможных решений,

-  разнообразием подходов и стратегий при решении проблем,

-  созданием уникальных и необычных идей и решений,

-  выбором адекватного решения.

Когда в комфортной психологической обстановке обучающийся становится активным участником познания, а учитель последовательно и системно сочетая разнообразные формы работы, корректно сопровождает ребёнка, появляется возможность формирования творческого мышления школьника.

Для того, чтобы выжить в динамичном мире современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность, быть участником инноваций. Введение ФГОС продиктовано необходимостью подготовки выпускников к жизни в конкурентном мире высоких технологий. Образование, полученное в начальной школе, служит фундаментом для последующего обучения.

Стандарт ставит перед педагогом задачу: вырастить не только воспитанного, образованного и  здорового ученика, но и инициативного, думающего, способного на креативный подход в любом деле.

Модное нынче слово - креативность, а если проще - творческие способности, в которых заложено множество качеств и умений. И нестандартность мышления, и творческая смелость, и чувство юмора, и талантливая лёгкость. Интересно, креативность - это врождённый талант или можно как - то развить творческие способности у детей школьного возраста? Думается, что можно!

Каждый учитель не раз задумывался, как же сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, мыслительную творческую активность обучающихся?

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является игра. Игра для обучающихся становится «школой мышления» - школой естественной, радостной и совсем не трудной!

Использование в учебном процессе проблемно - поисковых методов, организация групповых форм работы также способствуют развитию творческого мышления. Использование метода проблемного обучения позволяет обучающимся при непосредственном участии педагога или самостоятельно исследовать пути и способы решения поставленной перед ними проблемы или познавательной задачи, строить гипотезы, аргументировать, рассуждать, доказывать. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, позволяет сформировать элементарные навыки исследовательской деятельности.

В своей работе стараюсь привить обучающимся навыки самостоятельности, применяя исследовательские методы обучения. Мною активно используются: метод проектов, методы сбора и обработки данных. Особое внимание уделяю  анализу справочных и литературных источников (словарей, энциклопедий). Ребятам интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных результатов - все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие. Работая в данном направлении, мы с детьми познаем мир, делаем открытия, удивляемся, разочаровываемся, совершаем ошибки, исправляем их, приобретаем опыт общения. Ведущее место занимают творческие проекты с элементами исследования.

Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках  позволяет мне развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, осуществлять переход от объяснительно - иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. При проведении уроков использую мультимедийные презентации.

Сегодня одним из самых удобных современных способов поиска и передачи информации является интернет. Ресурсы сети Интернет я использую как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования.

Кроме вышеперечисленных педагогических технологий использую в своей педагогической деятельности  элементы НФТМ - ТРИЗ (Непрерывное формирование творческого мышления - теория решения изобретательских задач), которые  направлены на формирование творческого мышления и воспитания творческой личности. Они универсальны и могут применяться как при преподавании традиционных дисциплин, так и во внеурочной деятельности.

Немаловажную роль для активизации и развития креативности обучающихся играет реализация кружковых и факультативных занятий, занятий внеурочной деятельностью.

В настоящее время огромное значение имеет формирование у детей общеучебных умений и навыков, то есть умения учиться. Развитие творческого мышления не зависит от успеваемости обучающегося, но способствует повышению его успеваемости.

В заключение считаю необходимым отметить, что в рамках данной деятельности, наверно, невозможно охватить все концепции и подходы к исследованию творческого мышления, однако на основании анализа имеющихся результатов работы по развитию творческого мышления можно сделать следующие выводы:

  • все люди в той или иной степени обладают способностью творчески мыслить, но, чтобы помочь детям в генерировании идей, которые будут считаться творческими для данного ребенка на данном этапе его развития, необходимо создать творческую среду;
  • наибольший эффект в развитии творческого мышления младшего школьника могут оказать:
  • ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений;
  • реализация кружковых и факультативных занятий, занятий внеурочной деятельностью;
  • вовлечение учащихся в творческое взаимодействие со сверстниками и взрослыми за счет привлечения семьии социума.

В современном мире очень важны креативные и неординарные способы решения проблем, востребованность людей, умеющих мыслить нестандартно, творчески.

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК