ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Сарапу Оксана Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 16, Б/К

Использование технологии портфолио в воспитании и социализации личности ребёнка

Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений (Портфолио). Но наша задача - рассмотреть портфолио как средство самооценки, самоконтроля ребёнком своих индивидуальных достижений в учебной, творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой видах деятельности.

Под понятием портфель достижений мы понимаем:

  • коллекцию работ и результатов, которая демонстрирует личностный рост, индивидуальный прогресс личностного развития ребёнка в разных областях;
  • материалы, фиксирующие динамику достижений ребёнка в области саморегуляции, самоконтроля, самооценки и рефлексии, т.е отслеживаем процесс формирования регулятивных умений и навыков;
  • демонстрацию образовательных достижений (результатов) в широком образовательном контексте, подразумевая уровень сформированностипознавательных, коммуникативных УУД учащегося.

Итак, создавая портфолио, ребёнок учится:

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности;

- отслеживать свой индивидуальный прогресс;

- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- формировать и поддерживать мотивацию.

В целом, портфолио реализует функции образовательной деятельности: целеполагания, мотивационную, содержательную, диагностическую, критериальную, развивающую.

Самоанализ, интерпретация и самооценка учащимся составляющих портфеля ведётся с позиций достижения планируемых результатов общего образования, устанавливаемых стандартом.

Критерии самооценки отдельных составляющих портфеля достижений разработаны в соответствии с особенностями образовательной программы школы, возрастными и психологическими особенностями обучающихся. Лист самооценки фиксирует наличие материалов, отражающих личные отношения, достижения, интересы, склонности, по которым ученик делает вывод о проявлении  результатов по разделам: развитие личности, владение УУД, достижения в учебной и внеучебной деятельности.

Подход к оцениваниюосуществляется с позиции самого учащегося на той же содержательной и критериальной основе, что позволяет получить понятные всем и объективные данные.

Итоговый результат каждого из четырёх разделов, в которых ученик проводит самооценку, изображается самим ребёнком в виде рисунка, позволяющего обратить внимание на те показатели, которые находятся на более низком уровне, чем остальные, и, следовательно, наметить дальнейшую работу для повышения их уровня.

Структура портфеля достижений обучающихся

         Титульный лист.

Первый раздел - «Знакомьтесь, это - я!»

В нем отражены материалы, характеризующие индивидуальный прогресс ребёнка в мотивационно-смысловой сфере развития личности.

Следующий раздел - «Я - гражданин», где собраны материалы, показывающие степень сформированности у обучающегося основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к родному краю и малой Родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира.

Третий раздел - «Я - человек».

Цель данного раздела - систематизация материалов, отражающих знание учащегося моральных норм поведения и уровень сформированности морально - этических суждений, способности к решению и оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной, нравственно-этическойнормы.

В разделе «Я - часть природы» ребёноксистематизирует материалы, формирования целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, а также представления об основных компонентах культуры здоровья и здоровом образе жизни.

Личностные результаты, зафиксированные в первых четырех разделах Портфеля достижений, рассматриваются учащимися как достижения в их личностном развитии (система ценностных отношений, интересов, мотивации и др.).

Пятый раздел - «Мои учебные достижения» - необходим для систематизации материалов, отражающих способность обучающегося решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

В данном разделе собраны материалы, позволяющие дать оценку метапредметных и предметных результатов.

Основным объектом самооценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Самооценка метапредметных результатов может производиться в ходе различных процедур, в т.ч. комплексных работ и неперсонифицированных процедур.

В комплексные работы на межпредметной основе вынесена оценка сформированности большинства познавательных учебных действий, навыков работы с информацией, опосредованная оценка сформированности коммуникативных и регулятивных умений.

В ходе неперсонифицированных процедур оцениваетсяряд универсальныхдействий, уровень овладения которыми имеет определяющее значение для развития личностных качеств (принятие роли ученика, ответственность за свои поступки, уважение к иному мнению и др.). В этом же разделе ученикможет продемонстрировать свои предметные результаты. Объектом самооценки служат образовательныедостижения, определенные в требованиях к освоениюобразовательной программыФГОС.

Для достижения цели была разработана система универсальных количественных показателей, характеризующих состояние подготовки по учебным предметам (русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир). Основанием для данной самооценки являются результаты диагностических контрольных работ. Этот раздел заканчивается мониторингом активности и результативности участия детей  в предметных олимпиадах, конкурсах и т.д.

Следующий раздел - «Мое созвездие успеха», в котором ребёнок фиксирует материалы, характеризующие его достижения в рамках внеучебной и досуговой деятельности.

Критерии самооценки данного раздела: степень вовлечённости во внеурочную деятельность, активность и результативность участия в мероприятиях разного уровня, степень участия в классном самоуправлении.

В седьмом разделе - «Я-исследователь» отражаются материалы, характеризующие участие и успешность обучающегося в проектно-исследовательской деятельности.

Последний раздел - «Пожелания, отзывы» - включает в себя психолого-педагогические рекомендации, направленные на обеспечение успешной реализации намеченных задач на следующий период обучения.

По результатам самооценки портфеля достижений ребенок может сделать  выводы:

1) о сформированности у себя универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в следующем классе;

2) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности - мотивационно­смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции;

3) о задачах, которые следует поставить на следующий этап обучения.

Важно, что оценку Портфеля достижений целесообразно проводить в классе индивидуально или малыми группами в конце каждого учебного года, причем, на начальном этапе оценивания при поддержке учителя. В дальнейшем к самооценке могут привлекаться одноклассники и родители. Данный подход к обсуждению необходим для минимизации риска перехода оценки  в формальное отношение к ней вообще, поскольку каждый из ребят может остаться при своем мнении без учёта и понимания другой точки зрения.

Таким образом, портфолио - это система организации накопительной оценки, которая  позволяет учащимся отслеживать свои  индивидуальные достижения как на уровне начального образования, так и в дальнейшем на уровне основного общего образования.

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК