ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Таршилова Марина Алексеевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 16, 1 КК

«Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения личностно значимых результатов»

Сегодня, когда главной задачей школьного образования является реализация высоких требований ФГОС, я как педагог, делаю акцент на организации проектной  деятельности школьников как эффективного средства достижения ими значимых личностных результатов: стремление активно познавать мир, осознавать ценность труда, науки и творчества, важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике, уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать.

Основным приоритетом становится «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Вместо накопления знаний - ориентировать учащихся на развитие способности приобретать знания и формирования опыта использовать приобретённые знания на практике.

Проектная деятельность сегодня кардинально меняет позиции школьника и педагога. Она ставит нас в равноправные отношения, вместе создавая по согласованным критериям образовательные продукты - проекты. Проектная деятельность личностно ориентирована. Ребенок, благодаря проекту, приобретает не только знания, наблюдается развитие его способности учиться и действовать самостоятельно. Это актуализирует такие качества ученика, как мотивация к познанию, инициатива, стремление к самоопределению и свободному выбору, творческая самореализация, необходимые для активного личностного роста и социализации.

Выполнение проекта позволяет нацелить учеников на поиск новой, социально-значимой информации, формирование социального опыта, необходимого для решения жизненных проблем, предупреждения социальных рисков, связанных с противоправным, а, порой, суицидальным поведением.

Основой работы на уроке и во внеурочной деятельности является системно-деятельностный подход с учётом индивидуальных возрастных и психологических особенностей учеников, который обуславливает преемственность проектной деятельности на уровне начального и основного общего образования:

- в начальной школе через учебные дисциплины «Окружающий мир», «Технология», «Литературное чтение», где ребенок осваивает этапы проектной деятельности;

- в основной школе через модуль «Основы проектной деятельности» (5 класс), факультативы по учебным дисциплинам «История», «Обществознание» (5-9 классы), которые обучающиеся выбирают по своему собственному желанию, исходя из интересов, предпочтений.

В проектной деятельности стараюсь идти от ребенка, учитываю его интересы в системе дополнительного образования, категорию отклонения в поведении (девиантное, делинквентное). В связи с этим все проекты имеют активно выраженную социальную направленность и значимость для личностного развития (темы проектов: «Коллекции нашей семьи», «Влияние спорта на развитие личности», «Хореографическое искусство в моей жизни», «Влияние музыки при занятии спортом», «Ценности семьи Коротаевых», «Семейный раритет – швейная машинка Зингер».

         Опыт организации работы над проектами обусловил понимание важности этапа совместного с учениками выбора темы будущей работы и обеспечения соответствующей поддержки. Сложились «правила» педагогической поддержки.

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Правило 3. Тема должна быть оригинальной.

Правило 4. Тема должна быть доступной (соответствовать возрастным особенностям детей).

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей (нужно учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы).

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать, т.к. в этот возрастной период интересы учащихся в значительной степени не постоянны и носят ситуативный характер.

Не менее, чем этап выбора темы, важен этап оценки выполненной работы.

Общим с коллегами решением сформированы критерии оценки проектных работ учеников.

1) Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2) Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3) Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4) Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Первым шагом в оценочной деятельности проводим самооценку для обеспечения понимания учеником смысла каждого критерия. По такому же оценочному листу провожу оценку, как руководитель проекта. При значительной разнице в результатах анализируем причину расхождения по каждой позиции.

А дальше по желанию ученики представляют свою работу на классном часе, на каком-либо уроке, дома, в объединении дополнительного образования и получают оценку педагога или родителя. Тот, кто соберёт три оценочных листа с внешней оценкой, станет участником школьной «Карусели идей», итоговом мероприятия, на котором учащиеся выступают с результатами своей внеурочной деятельности.

В 2016-2017 учебном году было подготовлено 36 проектов, которые помогли учащимся достичь следующих социально - и личностно-значимых результатов:

  • наблюдалось повышение учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решенияновой задачи;
  • дети были ориентированы на понимание причин успеха в работе, в том числена самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатовтребованиям конкретнойзадачи;
  • более адекватной стала самооценка своей успешности (неуспешности) в проектной деятельности;
  • благодаря работе над проектом дети стали более уверенны в себе, с четкой внутренней позицией;
  • ученики стали чаще проявляется способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
  • дети с отклоняющимся поведением стали более целеустремлёнными, активными, самостоятельными и дружелюбными;
  •  в целом ученики стали более открытыми и эмоциональными, проявляющими большую учебную инициативу и самостоятельность.

         У детей, которым удаётся успешно представить свою работу, особый блеск в глазах. Все в жизни делается ради детей. Хочется сделать так, чтобы их любознательность не иссякала, и творческий энтузиазм становился только ярче.

 

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК