ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Гольц Инна Владимировна, учитель географии и ОБЖ МБОУ СОШ № 2, ВКК

«Социализация обучающихся средствами урочной и внеурочной деятельности»

Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить.

Адольф Дистерверг

            ХХI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Знания, культура, воспитанность и интеллигентность должны стать приоритетными в жизни человечества. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

            В целях осуществления социализации на уроках географии детям предлагаются задания творческого характера: рассчитать процент обеспеченности природными ресурсами каждого жителя Земли, России; характеристика природно-территориального комплекса своей местности, влияние антропогенного фактора на его развитие; в рамках регионального компонента комплексное изучение природы и экономики родного края,  плюсы и минусы антропогенного влияния на природу. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей осуществляется через знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей города, области, страны. В образовательном процессе  осуществляю дифференцированный и индивидуальный подход, что позволяет активизировать деятельность обучающихся с высокой и низкой учебной мотивацией на изучение географии и ОБЖ. В индивидуальной работе с учеником опираюсь на его зону ближайшего развития, т.е. школьнику предлагаются такие задачи, которые на данном этапе развития он не может решить самостоятельно, но в сотрудничестве с учителем, при совместном поиске ученик чувствует себя соавтором, у него раскрываются потенциальные возможности, и воспитывается вера в собственные силы.

            В образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается большое значение работы с одаренными детьми. Стали традиционны: олимпиады по предметам на различных уровнях и федеральные конкурсы, исследовательская деятельность. Исследовательские проекты были представлены на муниципальном, областном и всероссийском уровнях.

            Успешность ученика зависит не только от результатов его обученности в школе, но и от его занятости во внеурочное время. Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта обеспечило возможность находить альтернативные пути решения проблем, формировать активную жизненную позицию, развивать коммуникативные умения. Участие детей в общественно значимой деятельности повышает социальную зрелость и приносит результаты. Дети с разными интересами, с разными способностями объединены в общественно значимом деле. Они учатся сопереживать,  помогать и ценить друг друга за духовные качества. Получают опыт поведения в различных жизненных ситуациях, учатся понимать чувства и мотивы поведения других людей, т.е. быть толерантными, что соответствует требования ФГОС.

            Развитию учебно-познавательной компетенции обучающихся способствовала организация системы факультативных и элективных курсов для обучающихся 8-11-х классов предметов школьного компонента: «Картография», «Медицинская география», «Лес и человек». Инициировала и организовала работу с младшими школьниками в рамках реализации ФГОС НОО, проводя занятия детского объединения «Юный турист» и с обучающимися 5 классов занятия по программе «Юный патриот». На протяжении многих лет с обучающимися 6-11 классов работаю по программе дополнительного образования «Пешеходный туризм» и «Юный пожарный».

        Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В ходе внеурочной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Интегративная модель организации внеурочной деятельности позволяет обеспечить целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного и воспитательного процесса.

        Благодаря такой интегрированной работе у моих выпускников формируются информационная, коммуникативная, социальная компетентность. Таким образом, готовлю учеников к успешной жизни в современном обществе.

       Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность обучающихся в группе приносит положительные результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

            Ученики живут в социуме и поэтому необходимо создать условия для их социализации. Важно научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи, ведь каждому моему ученику в будущем предстоит выполнять три главные роли реальной жизни - гражданина, работника, семьянина.        Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методам деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.

        Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями - правами, обязанностями, отношениями - она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «освоение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь.

        Социализация, как процесс становления личности, несет в себе широкие социальные влияния средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи, а также спонтанные проявления - изменения оценок, взглядов, суждений. Процесс социализации имеет личностный характер, он постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК