ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Тиссен Анна Гейнриховна, учитель русского языка и литератры МБОУ СОШ № 2, ВКК

«Развитие ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы»

Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность.

Бернард  ШОУ

        Стандарт второго поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях, на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. Стандартом предусматривается обеспечение исследовательской проектной деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами, практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач, нахождения путей решения проблем.

        Современное информационное общество требует от выпускника способности адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни, свободно ориентироваться в информационном поле, быть готовым к сотрудничеству, к созидательной деятельности, быть толерантным, проектировать собственное развитие. В практику преподавания русского языка и литературы внедряется компетентностный подход в обучении, усиливается коммуникативная направленность курса.

        И перед учителем русского языка и литературы современные требования ставят новые задачи: необходимость поиска средств повышения уровня подготовки обучающихся, внедрение в практику работы личностно-ориентированного развивающего обучения, использование современных образовательных технологий, поиск эффективных методов и приемов, без которых трудно организовать полное усвоение программного материала. Именно поэтому следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают научить школьников активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

        Одной из наиболее интересных современных технологий, на мой взгляд, является проектная деятельность, которая становится сегодня неотъемлемой частью учебной деятельности.

        В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения, развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности.

        Исследовательская и проектная деятельность обучающихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования, дает возможность разнообразить учебный процесс, повышает мотивацию школьников, способствует развитию таких ключевых компетенций как учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, общекультурная, социально-трудовая и личностного самосовершенствования.

        Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

        Уже на протяжении многих лет я использую в своей работе алгоритмы как на уроках русского языка, так и литературы. Особая роль принадлежит алгоритмам в формировании орфографических навыков. Обращение к алгоритмам в методике обучения орфографии не является случайным, Действия, направленные на выработку орфографических навыков, в начале должны быть сознательными, что обеспечивается разложением сложного действия на части.  Как учитель, всегда стремлюсь упорядочить, рационально организовать мыслительную деятельность обучающихся в ходе усвоения способа действия.

        Работая над проектом «Сложные случаи орфографии», ребята самостоятельно предлагают трудные для усвоения темы курса русского языка, исследуют учебный материал, формулируют правила в виде схем, таблиц, составляют тесты по темам «Не с разными частями речи»; «-н-и- нн -в различных частях речи» и т.д. работу над этим проектом обучающиеся начинают с 5-го класса, а на выходе из основной школы, в 9 классе, они получают исходный продукт «Тетрадь алгоритмов». К приемам письменной рефлексии, помогающем творчески интерпретировать информацию, относится и синквейн (это тот же алгоритм в виде таблицы). Прием синквейна я использую на уроках литературы для характеристики образов литературных героев. Так, например в 11 классе при изучении пьесы М.Горького «На дне» мы составляем синквейн образов Сатина, Луки, Актера, Бубнова и Васьки Пепла.

        Использование алгоритмов способствует развитию учебно-познавательной компетенции. Качество знаний по русскому языку выросло от 60 до 62, а по литературе от 71 до 73. Прослеживается положительная динамика промежуточной и итоговой аттестации обучающихся: успеваемость 100 %.

        Помимо практико-ориентированного проекта также использую в своей работе творческие, ролевые, исследовательские проекты и мини-проекты.

        Проектные задания по литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес у обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.

        Во время изучения темы «Басни» ребятам было предложено разбиться на группы и инсценировать одну из басен И.А.Крылова. Итогом этого проекта стала литературная гостиная «В гостях у басни», где ребята выступили перед родителями и учителями.

        Считаю, что в учебной деятельности важно дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, актера, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д. Обязательные условия при этом - четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.

        Но метод проектов необходимо использовать вместе с другими методиками, потому что создание проекта - протяженная во времени деятельность, не укладывающаяся в урочную систему и предполагающая большую дополнительную работу учащихся. Важно помнить, что только умелое сочетание различных технологий дает наибольший эффект.

        Мои ученики неоднократно становились победителями и призёрами городских, региональных, областных и всероссийских конкурсов, что способствовало развитию компетенции личностного самосовершенствования обучающихся.

        Свою педагогическую деятельность организую таким образом, чтобы все были заинтересованы в достижении конечного результата - повышении качества образования. А развитие ключевых компетенций обучающихся и использование современных образовательных технологий способствовало достижению высоких предметных и личностных результатов образования и высокому уровню профессионального самоопределения обучающихся.

        Правильно организованная система урочной и внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развивать или сформировать познавательные потребности, способности и компетенции каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. «В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли призван, прежде всего, учитель». (Антуан де Сент-Экзюпери).

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК