Сафронова Ольга Владимировна, учитель музыки МАОУ СОШ № 5, 1 КК
«Развитие музыкально-слухового восприятия младших школьников в процессе слушания музыки»
Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» по этому поводу отмечает: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».
В ФГОС говорится о предмете «Музыка» в начальной школе как об одном из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества.
В своей работе я раскрываю тему: «Система работы по развитию музыкально-слухового восприятия младших школьников в процессе слушания музыки».
Восприятие музыки - сложное многоуровневое явление. На начальном этапе развития музыкального восприятия, ребёнку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир её образов. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Проблема развития музыкального восприятия - одна из наиболее сложных и недостаточно исследованных проблем в педагогике. Большой вклад в исследование вопросов развития музыкального восприятия внесли Б. В. Асафьев, Б. М. Теплов, Б. Л. Яворский, В. Н. Шацкая, Е. В. Назайкинский, Н. А. Ветлугина и другие. В работах этих авторов собран большой научный, теоретический материал, касающийся различных граней музыкального восприятия, его психологических механизмов и педагогических методов развития его у детей.
Объект исследования: педагогический процесс развития музыкально-слухового восприятия младших школьников в процессе слушания музыки.
Предмет исследования: условия формирования музыкально-слухового восприятия младших школьников в процессе слушания музыки.
Гипотеза исследования: формирование музыкально-слухового восприятия младших школьников будет проходить более эффективно при реализации следующих условий:
- систематическая работа учителя по формированию музыкального восприятия младших школьников;
- подбор разнообразного музыкального репертуара по слушанию музыки с учётом возрастных особенностей младших школьников;
- владение учителем методами и приёмами развития музыкального восприятия младших школьников;
- установка показателей и критериев сформированности музыкального восприятия у младших школьников;
- выявление условий формирования музыкального восприятия младших школьников.
Для эксперимента были задействованы обучающиеся 1-2 классов с разным уровнем музыкального развития.
На констатирующем этапе исследования были использованы следующие методы исследования: наблюдение, беседа, диагностика.
На данном этапе я предлагала ученикам выполнять определённые задания (слушали музыку, отвечали на вопросы и т.д.), в результате которых был выявлен уровень музыкального восприятия у детей. Для этого детям на уроках были предложены произведения из альбомов «Карнавал животных» К. Сен-Санса и «Детский альбом» П.И. Чайковского.
Материалом для анализа послужили следующие показатели музыкального восприятия (оценка критерия от 0 до 3):
- воспринимает музыку, проявляет эмоциональный отклик на музыку;
- различает жанры музыки;
- дослушивает произведение внимательно до окончания звучания;
- различает и называет громкость звучания музыки и её настроение;
- проявляет музыкальное творчество.
Критерии и оценки выражены в баллах:
Низкий уровень (от 6 до 8 баллов) - учащийся не воспринимает музыку, слабо проявляется эмоциональный отклик на музыку. Ему сложно представить музыкальный образ. Не всегда внимательно слушает музыку, отвлекается, не различает жанры музыки. При слушании музыки невнимателен. С трудом, только с помощью учителя подбирает слова для описания настроения музыки.
Средний уровень (от 9 до 12) - учащийся воспринимает музыку, но не всегда проявляет эмоциональный отклик на неё. Различает жанры музыки, но не всегда может их охарактеризовать. Дослушивает произведение до конца. Иногда допускает ошибки в определении громкости звучания музыки. Подбирает правильные слова в определении настроения музыки.
Высокий уровень (от 13 до 15) - учащийся с интересом воспринимает музыку. Различает жанры музыки. Представляет и описывает музыкальный образ. Дослушивает произведение внимательно до окончания звучания. Различает и называет: громкость звучания музыки (громко, тихо, постепенно усиливая, постепенно затихая) и её настроение (веселое, печальное и т.д.).
Выявлено, что не все дети способны внимательно до конца прослушать музыку. Трудности присутствовали при определении настроения музыки. В основном они использовали такие простые слова как: весёлая, грустная, радостная, печальная.
Таким образом, уровень развития музыкального восприятия в экспериментальной группе представляется недостаточным. Школьники не в полной мере могут охарактеризовать настроение музыки, слабо проявляют своё воображение.
Результаты констатирующего этапа показали необходимость дальнейшей работы по формированию у школьников музыкально-слухового восприятия в процессе слушания музыки.
На основании данных констатирующего эксперимента можно предположить, что при активном слушании музыкальных произведений можно добиться больших результатов в развитии музыкального восприятия школьников.
Исходя из полученных результатов констатирующего эксперимента, поставлена цель формирующего эксперимента: развить музыкально-слуховое восприятие у младших школьников процессе слушания музыки.
Формирующий эксперимент длится в течение двух лет. Проводился в виде прослушивания музыкальных произведений на уроках и был направлен на развития музыкально-слухового восприятия.
Формирующий эксперимент состоял из музыкально-педагогического анализа. Систематически на каждом уроке школьники отвечали на вопросы:
- что в этой музыке показалось тебе необычным: мелодия, подбор инструментов, яркость звука, ритм?
- как ты думаешь, что главное в этом произведении: мелодия, ритм, темп, музыкальный инструмент?
- какие особенности произведения помогут тебе запомнить его?
- какие события в своей жизни ты бы мог связать с этой музыкой: может быть, ты играешь с любимыми игрушками (какими), или гуляешь в лесу (что видишь вокруг, чьи слышишь голоса), смотришь мультфильм или читаешь сказку (назови героев)?
На данном этапе исследования экспериментальная работа проводилась с той же группой учащихся, которая участвовала в констатирующем эксперименте. Проверка результативности формирующего эксперимента осуществлялась в конце 1 года обучения и в конце второго года обучения.
Результат экспериментальной работы, показал, что при активном слушании музыкальных произведений можно добиться больших результатов в развитии музыкально-слухового восприятия школьников.