ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Ершова Татьяна Евгеньевна, воспитатель МБДОУ № 23, 1 КК

«Социализация детей раннего возраста»

Одна из главных задач утвержденного федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлена на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - это первый несемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный стресс. Анализ реальной практики показал, что родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий. С другой стороны мы сами, сотрудники дошкольных учреждений, берем на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения. В работе с родителями используются в основном стандартные формы, целенаправленное взаимодействие с семьей, редко носит системный характер.

Исходя из этого, возникло желание создать в нашем детском саду родительский клуб, который помог бы в социализации детей раннего возраста.

Нами была определена цель: «Моделирование воспитательной среды и взаимодействия всех участников образовательного процесса в рамках родительского клуба «Солнышко», как системообразующий фактор социализации детей раннего дошкольного возраста».

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.Обновить воспитательно - образовательное  пространство в группе раннего возраста - как к «жизненному пространству ребенка, где воспитание осуществляется самой жизнью, окружением взрослых, событиями и отношениями, в которые он вовлекается».

2. Создать условия для развития у воспитанников психического и физического здоровья, эмоционального благополучия и формирования адекватных возрасту способов и средств общения с взрослыми и сверстниками  как основного фактора ранней социализации детей.

3.Расширить возможности формирования позиции активного сотрудничества родителей между собой, с сотрудниками образовательного учреждения, с детьми посредством организации продуктивного взаимодействия в рамках родительского клуба.

Работа по социализации детей раннего возраста идет в трех направлениях:

1. Психолого-педагогическая поддержка семьи.

2.Оказание консультативной и практической помощи.

3.Совместные занятия с детьми и родителями, стимулирующие развитие деятельности: продуктивной, двигательной, познавательной, игровой, музыкально-художественной, речевой.

1. Психолого-педагогическая поддержка семьи направлена на:

Работая в этом направлении, используем такие формы сотрудничества с семьей:

- анкетирование с помощью анкет мы получаем информацию о степени родителей в процесс воспитания детей, узнаем их пожелания и ожидания;

- дни открытых дверей. Данная форма работы помогает познакомить родителей с дошкольным учреждением и с его сотрудниками;

- папки-передвижки, в которых содержится информация по воспитанию и обучению, оздоровлению детей, и т.д.;

- городские конкурсы оформление колясок, саночек, «Чудо - елочка», групповые конкурсы: «Новогодняя игрушка», поделка из природного материала и др. Родители привлекаются к конкурсам для организации интересного и полезного семейного досуга, для укрепления сотрудничества ДОУ и семьи;

- совместное оформление фотовыставки на разные темы. Семейные фотографии отражают жизнь детей за пределами детского сада, что вызывает в ребёнке огромное желание поделиться своим жизненным опытом. С другой стороны можно показать родителям, чем занимается их ребенок в садике;

- информационные стенды, на которых идет постоянная смена информации о жизни группы;

- «День добрых дел», это работа по озеленению территории, посадка цветов и саженцев, родительские субботники направлены на сплочения родительского коллектива, наведения порядка и украшения группы и участка ДОУ;

- «Вечер встреч», на которых мы организуем конкурсные программы для родителей к  8  Марта, литературные вечера к «День матери» направленные на сплочение родительского коллектива, на выявление активных родителей;

- акция: «Подари книгу малышам», направленная на развитие развивающей среды группы;

- журнал «Семейный альбом» оформляется для знакомства родителей с семьями группы, для выявления их жизненных интересов.

Таким образом, специфика работы с семьями воспитанников заключается в психологической поддержке взрослых, снятия недоверия к специалистам. Всем своим поведением воспитатель  проявляет  искренний интерес ко всему, чем живет ребенок, уважение к его родным, готовность к тесному контакту с ними.

2. Для оказания консультативной и практической помощи используем такие формы сотрудничества с семьей:

- семейная гостиная. Такая форма работы способствуют раскрытию широкого спектра мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсуждению  неясных и спорных моментов, поиск методов решения проблем;

- мастер - класс. Такие мероприятия направлены на становление единства в воспитании детей, на педагогическое просвещение родителей на изучение и распространение передового опыта семейного воспитания на ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения,

- тренинги. Участие в таких встречах предоставляет родителям возможность посмотреть на мир глазами ребенка, глубже проникнуть в мотивы детского поведения, способствует формированию у родителей целостного взгляда на период раннего детства и осознанию необходимости творческого подхода к ребенку при общении и взаимодействии с ним.

Темы встреч интересны нашим родителям, так как они затрагивают важные моменты развития и воспитания детей раннего возраста.

3. Для осуществления задач третьего направления мы привлекаем родителей к совместным занятиям с детьми, стимулирующие развитие деятельности: продуктивной, двигательной, познавательной, игровой, музыкальной, речевой. Такие совместные занятия, способствуют сплочению семьи, приобретению родителями и детьми совместного опыта, оптимизируют общение родителей с детьми, педагогами, друг с другом.

Работа родительского клуба в группе способствовала созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами, активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей, повышению психолого-педагогической культуры родителей, развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности, обобщению опыта семейного воспитания. Таким образом, подтвердилась гипотеза, что семья и дошкольное учреждение - два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что применяя современные формы взаимодействия, позиция родителей стала более гибкой. В результате неформального общения детей и взрослых создана дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых. Стремление педагогов к сотрудничеству с семьей приносит свои плоды: доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие во всех видах деятельности учреждения. И подводя итоги работы можно сказать, что в группе наблюдается положительная динамика снижения тяжелой степени адаптации детей и рост легкой степени адаптации детей, снижение заболеваемости детей, рост активности родителей.

Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК