ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Яркова Ольга Александровна, учитель технологии МБОУ СОШ № 2, 1 КК

«Развитие творческой активности обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии»

Предмет «Технология» - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную роль в развитии самостоятельности обучающихся, их эстетической культуры.

Цель педагогической деятельности: повышение качества образования через  проектное обучение на урокахт технологии.

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках технического труда обоснована необходимостью решения творческих задач технического характера. К ним можно отнести: технологические карты и чертежи, отдельные элементы конструкции изделия, процессы изготовления изделия, оборудование мастерской, использование механизмов и приспособлений, технико-технологические сведения, отдельные операции и др.

 Все это необходимо для решения задач на высоком уровне с тем, чтобы в результате решения выполнения работы обучающиеся почувствовали удовлетворение. А для этого нужно, чтобы они испытывали потребность в выполнении соответствующей работы, необходимость в изготовлении изделия, осознавали смысл, сущность работы, обладали способностью систематически и в определенной последовательности анализировать условие задачи и обращать должное внимание на изготовление изделия. Само задание должно возбуждать творческую фантазию обучающихся, вызывать моральное удовлетворение и т.д.

Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. Поэтому я уделила особое внимание педагогической технологии - метод проектов.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении обучающихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Обучение на уроках станет более продуктивным, если содержание урока вызывает интерес обучающихся. Заинтересованность удерживает мысли обучающихся, не дает им отвлекаться, делает любую деятельность на уроке значимой для ученика. Как же заинтересовать ученика?

Первое, разнообразить формы урока. Избегать рутины. И вот тут открывается широкое поле для творчества учителя. Это могут быть и игровые моменты, парная и групповая работа, исследовательская  и проектная работа и т.д. У детей должен быть мотив заниматься той или иной деятельностью. Каждый обучающийся должен чувствовать, что его труд не бессмыслен, должен знать для чего и почему это нужно именно ему. Задача каждого учителя: вовлечь обучающихся в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое.

Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных обучающихся с отличающимися возможностями и склонностями, работая по программе «Одаренные дети», вовлекала детей в различные творческие конкурсы: Городской конкурс «Инжинер», «Я-гражданин», «Мы-Уральцы», олимпиады и конкурсы. За время работы сложилась система интеллектуального и творческого развития обучающихся, направленная на  работу с одаренными детьми и школьниками, имеющими повышенный интерес к изучению технологии.

Задача: выстроить педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар, умел применить изученное в жизни.

В формировании познавательного интереса обучаемых можно выделить несколько этапов.

1. Любопытство - естественная реакция человека на все неожиданное, интригующее.

Любопытство, приковывает внимание обучающегося к материалу данного урока.

2. Любознательность - обучающийся проявляет желание глубоко разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроке, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении проектов, читает дополнительную литературу, конструирует.

3. Интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Познавательный интерес выражается в стремлении глубоко изучить данный предмет. Стараюсь стимулировать  познавательный  интерес обучающихся при помощи содержания учебного материала. Объясняю практическую необходимость в знаниях, демонстрируя при этом современные научные достижения.

Методы развития познавательного интереса.

Как сделать, чтобы обучающиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Для этого использую на уроках большое количество приемов:

- использование игр и игровых приемов на уроках;

- выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета;

- стимулирование занимательным сюжетом;

- создание ситуации творческого поиска и др.

Большой интерес у воспитанников так же вызывают творческие работы: головоломки, кроссворды, ребусы.

Наряду с работой на уроках и элективных курсах целесообразно активизирую познавательную деятельность обучающихся, организуя их внеурочную творческую работу. Некоторые коллективные и индивидуальные работы занимали призовые места в учебно - исследовательских конференциях.

Активно привлекаю обучающихся к учебно-практической работе по технологии. Многие ребята работают творчески, очень серьезно и в результате лучшие работы представляются на ежегодных школьных и городских учебно-практических конференциях. Метод проектов позволяет формировать исследовательские навыки обучающихся, активизировать их деятельность, применять полученные знания. С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках, факультативах «Технология исследовательской деятельности», «Художественное конструирование», дополнительных занятиях, работа кружка «Техническое творчество» в рамках реализации внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования (НОО) углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества.

Каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересен для обучающихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решение, давал простор для проявления творческой самостоятельности.

Развитие творческих способностей обучающихся средствами предмета является актуальной  т.к. в любое время необходимы   люди, способные активно, творчески решать стоящие перед ними задачи. В современном мире, где все взаимосвязано, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем имеется настоятельная потребность в развитии, становлении и формировании человека с творческим, продуктивным мышлением, способным принимать инновационные процессы и участвовать в них.

Наши обучающиеся живут в социуме, и необходимо создать условия для их социализации. Важно научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи, ведь каждому моему ученику в будущем предстоит выполнять три главные роли реальной жизни - гражданина, работника, семьянина. Творческие проекты различной направленности формируют информационную, коммуникативную и социальную компетентности обучающихся, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК