Нестерова Светлана Александровна, воспитатель МАДОУ № 17, 1 КК
«Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с народными промыслами и ремеслами»
«О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов».
Маханёва М.Д.
«Музейная педагогика». Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах 20 столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена.
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей о народных промыслах России.
В МАДОУ №17 города Карпинска в 2015 году был создан мини-музей декоративно-прикладного искусства. На базе музея стали проводиться НОД по ознакомлению с народными промыслами и ремёслами, которые постепенно вошли в систему образования детей.
Педагогами ДОУ была разработана структура музейной экспозиции и сменяемость ее предметов:
1. Роспись по дереву - хохлома (солонка, конфетница, сахарница, ложки); - городец (панно, разделочные доски); - росписи Северной Двины и Мезени (ступка).
2. Керамика - гжель (скульптура (лебеди, конь, корова)
3. Русская глиняная игрушка - дымковская (индюки, барышни, барышни с коромыслами)
4. Русская деревянная игрушка - полхов - майданские игрушки (матрешки, Ваньки - Встанька, свистульки)
5. Русские художественные лаки - жостово (подносы разнообразной формы и размера).
6. Павловопосадские платки.
7. Художественные изделия из бересты (туески, шкатулки, лапти).
При построении экспозиции мини-музея учитывались основные принципы:
- Принцип научности: любая экспозиция должна строиться на научной основе.
- Принцип предметности: основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей и пр.
- Коммуникативно-информационный принцип: дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.
- Принцип концентричности: только единичные экскурсии не могут приобщить детей дошкольного возраста к музейной культуре.
При организации работы с дошкольниками в музее были определены следующие основные цели:
1.Формировать гражданско-патриотические чувства у детей.
2.Создать целостную картину мира на основе знакомства с экспозициями музеев.
3.Расширить кругозор; воспитать познавательные интересы и способности.
4.Помочь детям овладеть навыками поисковой, исследовательской деятельности.
5.Приобщить ребенка к миру народного (декоративно-прикладного) и изобразительного искусства.
6. Обогатить представления детей о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства, о его назначении и особенностях.
7.Научить различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам.
8.Сформировать «образ музея» как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции.
9.Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве, сравнивать свой образ жизни с образом жизни и других людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве, выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры.
10. Развивать художественное восприятие, воображение, образное и ассоциативное мышление ребенка и обогащать его словарь.
11. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, аппликация, лепка на тему увиденного).
С целью социально - личностного развития воспитанников был составлен план работы с социальными партнерами (библиотека им. А. С. Попова, городской музей, школа искусств, МАОУ СОШ № 6).
Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и детского сада, на создание любительских тематических музеев - суть новой образовательной парадигмы XXI века.
Список литературы
- Грибовская А. А. «Народное искусство и детское творчество»; 2е изд. - М.: Просвещение, 2006 г.
- Карачунская Т. Н. «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ» М. «Творческий центр» 2005 г.
- Лагутина Н. Ф., Микляева Н. В. «Музей в детском саду» М. «Творческий центр» 2011г.