Попова Галина Андреевна, воспитатель МБДОУ № 18, 1 КК
«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным городом»
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.
Л.В.Чернова.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей в соответствии с государственными приоритетами.
В России разработана новая федеральная программа патриотического воспитания «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы». Среди целей этой программы - на 8% увеличить долю граждан РФ, которые гордятся своей страной. В программе даётся и определение патриотизма - это «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите». «Ответственность за формирование патриотического воспитания несём мы все, каждый гражданин нашей страны. Ключевая цель программы заключается в укреплении чувства сопричастности граждан к истории и культуре России посредством их вовлечения в процесс защиты, сбережения и укрепления её могущества». Для этого планируется повысить уровень знаний об истории России, её достижениях и значимости в мире. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Нормативно-правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются следующие документы: Конституция Российской Федерации; Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ (в ст.2 в законе говорится о том, что система современного отечественного образования призвана обеспечить воспитание патриотов России); Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (в Концепции целостно и системно сформулированы цели, задачи, содержание патриотического воспитания граждан РФ, в том числе детей и молодёжи); Программа Свердловской области «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2014 -2020 годы»; в июне 2014 года в Свердловской области утверждена Стратегия патриотического воспитания граждан. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования образовательная область «Познавательное развитие» предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве…».
Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущее своих детей. И такой фундамент - это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее». Поэтому на современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Актуальная значимость проблемы обусловила выбор темы: «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным городом».
Цель деятельности - формирование патриотических чувств в процессе совместной деятельности педагога и детей средствами ознакомления с родным городом.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи патриотического воспитания детей реализуются в образовательной области «Познавательное развитие».
Основные задачи:
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве;
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- развитие воображения и творческой активности;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Целевые ориентиры в познавательном развитии ребенка:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Неоспоримо значение правильно организованной развивающей предметно - пространственной среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. Данная среда в группе детского сада позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру. Элементами игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным городом, краем.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой.
Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующие проявлению активной деятельной позиции.
Семью называют «школой чувств». Это справедливо, так как именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Микроклимат семьи, взаимоотношений ее членов, отношение к событиям - все это оказывает неизгладимое впечатление, формирует его эмоциональный и нравственный мир. Не менее важным условием для привития интереса и любви детей к родному городу является тесная взаимосвязь с родителями.
Для эффективного взаимодействия с родителями целесообразно использовать
- родительские собрания
- индивидуальные и групповые консультации
- мастер - классы
- рекомендации.