Корионова Светлана Викторовна, воспитатель МБДОУ № 23, 1 КК
«Нетрадиционные формы работы ДОУ с родителями как условие их эффективного сотрудничества»
Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка - именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности. Согласно закона «Об образовании» Российской Федерации именно родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в дошкольном возрасте.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и в ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритета используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является, театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы воспитания (открытости, взаимопонимания, доверия).
В связи с вышеизложенным, мы выбрали следующее направление работы «Нетрадиционные формы работы ДОУ с родителями как условие их эффективного сотрудничества».
Целью нашей совместной работы педагогов, воспитанников и родителей является - формирование тесного сотрудничества между ДОУ и семьей, возрождение нравственно-эстетических норм и традиций семейного уклада, по средствам организации семейного театра.
Основные задачи:
• Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка
• Установить партнерские отношения с семьёй каждого воспитанника
• Объединить усилия для развития и воспитания детей
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей
• Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Весь процесс взаимодействия мы строили на следующих принципах: доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, индивидуальный подход, сотрудничество, а не наставничество.
Одним из самых важных факторов в решении озвученных выше задач является сотрудничество педагогов, родителей и воспитанников, что успешно реализуется в нашем дошкольном учреждении. Взаимодействие взрослых и детей всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Одним из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям – для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребенка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие. С чего же надо начать работу с родителями? Конечно это личные беседы и анкетирование, опросы с целью выявления социального заказа родителей в образовательном процессе, для выявления степени удовлетворённости родителей работой педагогов ДОУ, для выявления проблем в индивидуальном развитии детей. Анкетирование позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по различным темам.
Для этого в нашей работе используем не только традиционные формы, такие как консультации родительские собрания, индивидуальные беседы, памятки, тематические выставки, папки-передвижки, информационные стенды, но и нетрадиционные формы общения с родителями, такие как:
- оформление буклетов и фотомонтажей, где размещается информация о жизни группы, успехах отдельных детей, конкурсах, там же помещаются фотографии, сочинения детей, продукты коллективного детского творчества;
- почта доверия - одна из форм информационно-аналитической работы. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично;
- семейный театр для детей с участием родителей - конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями. В процессе театральной деятельности (участие в изготовлении костюмов, оформление зала, подготовка к театральным представлениям, участие родителей к подготовке к праздникам и т.д.) устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей. Для взрослых театрализованная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребёнка, даёт опыт совместных переживаний, изменяет характер поведения, намерений, действий;
- совместное создание развивающей предметно-пространственной среды, в котором живет ребенок, оказывает огромное психологическое и педагогическое воздействие. Для всестороннего развития необходимо предоставить возможность дошкольникам полностью использовать среду и принимать активное участие в ее организации;
- интервью с родителями на определенные темы, помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями и обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью;
- конкурс семейных талантов с целью установления партнерских отношений между детским садом и семьями воспитанников, создание единого образовательного пространства детский сад - семья;
- аукцион секретов воспитания, где лот - это проблема, возникающая в процессе воспитания ребенка, а наша задача - оценить ее актуальность в каждой конкретной семье, важна ли она или нет. Для этого в руках родителей оказываются "плюсы" и "минусы" и каждый участник может высказать свою точку зрения, вступить в беседу.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада дал положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Родители удовлетворены демонстрацией творческих способностей детей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что необходимо для развития их собственного ребенка.
Использование нетрадиционной формы работы совместно с родителями, как театрализованная деятельность, позволило ребенку решить многие проблемные ситуации в самом себе опосредованно от лица какого – либо персонажа, что позволило преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, что способствует повышению уровня самоуважения и приобретению навыков общения со сверстниками, что является одним из важных компонентов развития всесторонне развитой личности.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение - два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе - завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.