ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Вяткина Наталья Иосифовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 24, 1 КК

«Роль духовно-нравственного воспитания в развитии и становлении личности»

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладываются в детстве. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие и милосердие, радоваться чужим успехам, честно признавать свои ошибки и уметь исправлять их.

Вопросы нравственного развития волновали человечество во все времена. Ж. Ж. Руссо, живший в XVIII веке, главной задачей нравственного воспитания считал воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Философ В. В. Розанов важнейшей целью воспитания называл приобщение к религиозным ценностям, так как без высших нравственных ценностей теряется смысл человеческой жизни, происходит разрушение духовных ограничителей, и человек живёт так, будто ему всё дозволено. Великий русский педагог К. Д. Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие моральные качества - патриотизм, национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. По мнению российского педагога Ш. А. Амонашвили, сама жизнь - это урок. Нельзя рвать духовной общности с детьми. Нужно дарить ребенку великодушие и благородство. Тогда и он будет взращивать в себе эти качества. Воспитание ребенка только тогда будет эффективным и полным, когда будет основываться на возвышении духовного и нравственного.

В настоящее время на формирующуюся сферу нравственности молодого человека обрушивается множество разнообразной информации как позитивного, так и негативного характера, меняются механизмы взаимодействия, обостряется проблема социализации. Многие молодые люди испытывают отсутствие идеала, каждому из них очень важна реализация своих возможностей, которая может осуществиться через успешное включение в общественную деятельность. Для этого необходимо обладать готовностью и способностью к саморазвитию, добросовестному труду, обладать  социальными компетенциями, нормами поведения, осознанно и ответственно относиться к собственным поступкам.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей является важной задачей современного общества, это отражено в нормативных документах российского образования. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России указано, что именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся. Согласно ФГОС основного общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать уважение к Отечеству, патриотизм, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, чувство ответственности и долга перед Родиной.

В своей работе руководствуюсь нормативно-правовыми документами федерального уровня, Образовательной программой школы, школьной  программой гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин», Программой социализации и воспитания обучающихся.

Кто как не учитель, имеющий возможность влиять на воспитание ребенка, может уделить проблеме нравственного воспитания важнейшую роль в своей деятельности. Являясь учителем русского языка и литературы, считаю, что художественная литература - неоценимый источник знаний об окружающей действительности, о духовном мире человека, источник нравственного обогащения личности. Произведения В. Г. Распутина, Л. Н. Толстого, М. А. Шолохова и других писателей  помогают найти ответы на вопросы человеческого бытия - о смысле жизни, добре и зле, совести. Одним из механизмов, используемых мною при формировании нравственной культуры обучающихся, является идентификация. Данный механизм способствует отождествлению себя с героями произведений, сопереживанию им, оцениванию поступков героев.

Целенаправленная внеклассная работа по литературе (общешкольный фестиваль книги, литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству великого русского писателя А. С. Пушкина, конкурс на лучшее стихотворение о родной школе), проводимая мною в соответствии с Программой воспитания и социализации обучающихся школы, наполняет их школьную жизнь радостными событиями, активизирует формирование их нравственных идеалов, приобщает к культурным ценностям своего народа, воспитывает эстетический вкус и эмоциональную культуру.

Образовательная программа школы определяет ряд задач по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, на решение которых направлены усилия учителей. Основными задачами Программы являются: способствовать укреплению  активной гражданской позиции обучающихся, приобретению ими нового социального опыта, предоставлению возможности самореализации. Следуя решению задач Программы, организую участие обучающихся в конкурсах школьного, муниципального, регионального и всероссийского значения. Некоторые конкурсные работы были опубликованы в газете «Карпинский рабочий», что даёт возможность самим обучающимся, их знакомым и родственникам гордится достижениями ребёнка. В материалах, представленных обучающимися на конкурсы, чаще всего находят отражение сведения об их близких. Благодаря этому предоставляется ещё одна возможность побеседовать с родными, поделиться  информацией о них с другими, проникнуться уважением к членам семьи, гордостью за них. В направлении «Ученик и его семья» школьной программы гражданско-патриотического воспитания «Я- гражданин» сказано, что духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком в детстве, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Через семью, родственников наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «моя семья и род», «мой дом».

Одна из ступеней развития гражданина России - осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурной, социальной и духовной жизни его малой родины. Как классный руководитель приобщаю обучающихся к духовной, культурной и  социальной жизни нашего посёлка, использую при этом механизм личного примера. Мы вместе с односельчанами участвуем в парадных шествиях и митингах в День Победы, оказываем посильную помощь людям пожилого возраста, выходим на  субботники по очистке территории посёлка, готовим  и радуем зрителей своими выступлениями в поселковом клубе. Обучающимся моего класса принадлежит идея создания обелиска в память об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла, трудармейцах. С этой инициативой они обратились в Общественную палату ГО Карпинск. Обелиск был воздвигнут накануне Дня Победы в 2016 году. Характер данного эмоционально-нравственного поведения обеспечивает формирование таких качеств личности, как сопереживание, сопричастность, сострадание. Эти черты характера наравне с другими составляют духовную суть человека.

В качестве руководителя объединения «Истоки» вовлекаю обучающихся в изучение истории родного посёлка, края, страны. Участниками объединения осуществлён сбор материала и изданы книги об истории посёлка, о его основателях, ветеранах войны и тружениках тыла, замечательных людях посёлка. Встречаясь с односельчанами и беседуя с ними, обучающиеся имеют возможность расширить свой положительный опыт общения с людьми, являющимися примером для подражания, возможность испытать чувство гордости за тех, кто проживает рядом.  Посредством вхождения в социальную среду происходит социализация детей и подростков, принятие ими ценностей социальной группы и всего общества в целом. В памятные даты страны, края, посёлка членами объединения проводятся различные мероприятия для обучающихся школы и их родителей. Во время таких мероприятий формируется чувство патриотизма, сопричастности к жизни малой родины, любви к ней и ко всему Отечеству.

Для диагностики уровня воспитанности старшеклассников использовалась методика М. И. Шиловой, которая отражает основные показатели нравственности обучающихся. Диаграмма проявления формирующейся духовно-нравственной зрелости старшеклассников школы говорит о том, что 88% из них интересуются и гордятся историческим прошлым своего Отечества, переживают его настоящее, знают и соблюдают основные гражданские права и обязанности, уважают культуру и традиции других национальностей, заботятся о своей школе, готовы прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Являясь учителем, исхожу из понимания того, что в настоящее время очень важно, чтобы воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами жизни ребенка: семьёй, односельчанами, уроком и внеурочной деятельностью. Это взаимодействие разнообразит условия духовно-нравственного становления личности. Я верю, что мои усилия, вложенные в воспитание обучающихся, помогут им стать людьми с гражданской ответственностью, любящими свой край, свою Родину, уважающими тех, кто проживает рядом, чувствующими себя причастными к тому, что происходит в посёлке, регионе, стране.

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК