ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Лумпова Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 16, ВКК

«Формирование системы духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности»

Духовно-нравственное воспитание сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) - это новый этап модернизации российского образования. Основой ФГОС является духовно-нравственное воспитание личности.

Общая педагогическая цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России.

Современная школа призвана активно влиять на формирование мировоззрения учащихся, способствовать их духовному и нравственному становлению, вносить определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением «информационного терроризма» и духовного кризиса  в обществе (рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.), и воспитание такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.

Данные анкетного опроса учителей, учащихся и их родителей выявили значимость и актуальность духовно–нравственного аспекта воспитания и степень интереса детей и взрослых к духовно-нравственной проблематике. Так, абсолютное большинство опрошенных педагогов (90%) и родителей (100%)   оценили её как актуальную, а 70% детей считают духовно  нравственные темы интересными и нужными.

Решению глобальной задачи  духовно - нравственного воспитания личности не в состоянии помочь разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работой по духовно-нравственному оздоровлению и духовно-нравственной профилактике.

Ожидаемые воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников детально сформулированы и глубоко проработаны в новых образовательных стандартах.

Педагогический смысл работы на достижение этих результатов по обеспечению духовно - нравственного становления  школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Ученик, решающий нравственную проблему на уроке и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретает навыки принимать и в жизни правильные собственные решения.

Использование материала уроков русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании обучающихся возможно в различных аспектах. Это, прежде всего, рассмотрение тем по русскому языку и литературе сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач. С каким удивлением дети узнают, что счастье, это часть твоей доли, оставленной тебе предками (с  частью). Мы рассуждаем, что включает в себя понятие часть - это золото? Драгоценности? Или нечто другое? Все понимают, что это наследство не материальное, а духовное: твоё умение дружить (с другим жить), жить в ладу с людьми, это твоё умение радостно смотреть на мир - тогда ты и будешь счастлив (теперь дети не ошибаются в написании этого слова).

         Обращаюсь на уроке к этимологическому анализу - этот приём неизменно вызывает интерес подростков, поскольку позволяет посмотреть на привычные слова с непривычной стороны, «подогревает» интерес к слову, к изучению языка, расширяет лингвистический кругозор и способствует духовно - нравственному воспитанию. Собака может быть обаятельной? Нет!  Исторический корень этого слова «баять» - говорить, обаятельным может быть только человек, наделенный даром речи. Действительно, соглашаются со мной дети, иной откроет рот, и куда-то девается вся красивость лица и приятность вида.

При изучении различных тем по русскому языку я использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. Работая над формированием духовно-нравственных ценностей учащихся на уроках, уделяю большое внимание словесному творчеству учащихся, развитию их творческих способностей.

Каждый раз в сентябре, на первых уроках в той или иной форме я говорю детям: «Вы дети великой страны, и вам принадлежит великий русский язык, на котором говорили и говорят великие и святые люди, на котором написана великая русская литература, которой зачитывается весь мир». Но изучение русского языка - трудная задача. Почему же это так трудно для большинства детей всех поколений? Мне кажется, я нашла ответ - это вызвано большею частью непониманием смыслов. И мы на уроках не только «вгрызаемся» в правила этого языка, но совершаем неожиданные открытия, узнавая тайны, проникая в первоначальный смысл. «Прелестная девушка!» - как часто мы слышим восхищенное восклицание. А дети, научившиеся «вглядываться» в слово, улыбаются: «Так это обманщица, ведь лесть - это обман». Значит прелестная - это та, которая тебя прельщает, вводит специально в заблуждение. Да-да, когда мы покрываем себя краской, татуировками и т.п., мы, настоящие, прячемся и на поверхность выставляем личину, а не лицо, мы становимся «прелестными».

А ведь это просто словарная работа, которая теперь превращается в беседу на духовно-нравственную тему.

Тема духовного содержания русского языка актуальна  и интересна  всем: и взрослым и детям, это проверено не только на уроках, но и во взрослых аудиториях: на родительских собраниях, на лекциях перед общественностью. Это реализуется и в различных направлений внеурочной деятельности, формирующих нравственные качества личности.

Духовное восхождение личности реализуется в активности освоения и порождения ценностной картины мира, определяемых через категории «смысл» и «цель». Главный призыв к ребятам: «Не употребляйте слов, вам непонятных, не успокаивайтесь, пока не узнаете смысл. Всегда всматривайтесь в глубину слова», - часто говорю ученикам. Если бы мы все задумывались над каждым произнесенным нами словом, скольких бы бед, неприятностей, ссор и обид мы могли избегнуть. Возможно, тогда исчез бы в нашем обществе так заполнивший лексикон мат, или брань, или лай, или сквернословие, или злословие, или мерзость - вот и материал для работы по теме «Синонимы».

Для реализации задач духовно-нравственного воспитания средствами родного языка и литературы я использую принцип обучающего воспитания. Этот принцип реализуется через осмысление детьми нравственных понятий и формирование опыта нравственных отношений с окружающими в процессе учебно-познавательной и творческо-аналитической деятельности. Поэтому от пятого к одиннадцатому классу у учащихся углубляется и расширяется объём таких понятий, как истина, совесть, смирение, терпение, целомудрие, милосердие, бескорыстие, любовь, верность, жалость, сострадание, патриотизм, мужество, долг, честь, достоинство, семья, брак, родители и т.п. Что является актуальным в свете подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Для решения задачи по созданию условий для достижения личностных и метапредметных результатов обучающихся через обновление содержания уроков и внеурочной деятельности использую разные образовательные, педагогические, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы обучения: все больше уделяю внимание проблеме написания вторичных текстов на духовно - нравственные темы. Это связано с тем, что дети недостаточно хорошо владеют  умением преобразовывать полученную информацию и, как следствие этого, не умеют их создавать. Кроме того, в Стандарт основного общего образования входят следующие умения: создавать тек­сты, различные по типу, стилю и жанру, производить различные виды информационной переработки текста.

Посмотрев вместе с родителями  передачу Н.С.Михалкова «Властители дум» из цикла «Бесогон», после устного обсуждения, дети написали сочинения-рассуждения «Осторожно! Сеть!», где здраво и эмоционально высказывали своё опасение за бездумное «поглощение» информации, стекающей в уши детей из разных источников, часто сомнительного нравственного характера, говорили о необходимости самоконтроля и необходимости на всё «сметь своё суждение иметь», «судя о дереве по плодам его».

В руках у учителя русского языка и литературы - самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве. Это могучая духовная защита, опора и очень чуткий, надежно выверенный историей и национальными традициями культурный компас - ограда от зла, тьмы и нищеты душевной и духовной. Иметь своё суждение - значит не подвергнуться манипулированию, не стать «зомбированным» от любых источников информации, все взвешивать на весах добра и зла (причин и следствий). Образование и должно (создавать образ, преображать) просвещать человека, дать ему «свет», позволяя не только иметь знания, опыт, эрудицию, но и духовно осмысливать суть изучаемых явлений.

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК