ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

    Попов Владимир Александрович, учитель физики ГКОУ СО "Карпинская школа - интернат", СЗД

«Духовно-нравственное воспитание в системе работы учителя физики»

«Влияние нравственное составляет  главную задачу воспитания»

К.Д. Ушинский

Воспитание учащихся - одна из важнейших задач школы. Нельзя учителю быть равнодушным к вопросам воспитания молодежи, ведь он осуществляет связь времен, передает эстафету из настоящего в будущее, определяя тем самым грядущую судьбу страны. Современная школа в за воспитание человека просвещенного, гуманного, духовно богатого, неравнодушного, активного, высоконравственного, любящего свою Родину, свой народ, с уважением относящегося к истории родной страны, ее традициям.

В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к духовности, тема духовно-нравственного воспитания становится насущной и приобретает важный социально-культурный смысл.

Одной из основных задач современной государственной политики РФ является воспитание качества личности, которое должно пониматься как одно из наиболее значимых, непреходящих ценностей.

Объектом данной работы является система духовно-нравственного воспитания личности в системе работы учителя физики.

 Предметом - организационные условия формирования нравственного сознания учащихся.

Цель работы - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Для достижения указанной целевой установки ставлю перед собой следующие задачи:

 - формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

  • формирование гражданственно - патриотических чувств на жизненном примере, гражданской позиции ученых-физиков;

- познакомить с аспектами духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках физики.

- раскрыть условия, обеспечивающие эффективность использования биографического материала при обучении физике. 

- познакомить на практике с формами и методами, формирующими у школьников чувство нравственной воспитанности.

Воспитание на уроках физики включает в себя аспекты:

  • Нравственный - предполагает видеть, понимать, чувствовать красоту науки, понимать необходимость разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.
  • Гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники, готовой к морально-этической оценке использования научных достижений.
  • Политехнический - предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации обучающихся.
  • Патриотический - предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, воспитывает гражданина своей Родины.
  • Здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Практическая значимость работы заключается в внедрении данного проекта по созданию организационных условий для формирования и развития нравственного сознания обучающихся в систему   учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемые результаты в образе  выпускника:

- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

В своей работе я использую эффективные средства и методы духовно-нравственного воспитания:

- показ выдающегося вклада отечественных ученых в развитие науки;

- привожу примеры творчества выдающихся учёных - физиков и физиков - инженеров;

- обращаясь к материалам, связанным с биографиями ученых, анализируя их, обучающиеся приобщаются к ценностям творческой деятельности;

- приводя сведения об истории открытий, а так же биографические данные ученых, относящиеся к периоду их работы над изучением тех или иных явлений и процессов, я тем самым формирую нравственные качества личности;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к труду, упорства в преодолении трудностей на примерах деятельности выдающихся русских ученых.

На своих уроках пользуюсь следующими способами духовно-нравственного воспитания:

- включение фрагментов о жизни и поисках ученых;

- сообщение обучающихся на уроках о жизни и деятельности выдающихся деятелей науки и техники;

- использование высказываний знаменитых ученых;

- проведение вечеров, посвященных юбилейным датам ученых и их открытий; выпуск стенгазет, посвященных юбилейным датам;

  • рекомендация учащимся научно-популярной литературы, освещающей жизнь ученых и изобретателей.

Проблемы:

  • отсутствие четкой молодежной политики;
  • недостаток инициативности;
  • негативное влияние средств массовой информации.

Перспективы:

  • формирование инновационных подходов к организации воспитания гражданственности и патриотизма;
  • разработка комплексной программы воспитания подрастающего поколения.
© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК