Попов Владимир Александрович, учитель физики ГКОУ СО "Карпинская школа - интернат", СЗД
«Духовно-нравственное воспитание в системе работы учителя физики»
«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»
К.Д. Ушинский
Воспитание учащихся - одна из важнейших задач школы. Нельзя учителю быть равнодушным к вопросам воспитания молодежи, ведь он осуществляет связь времен, передает эстафету из настоящего в будущее, определяя тем самым грядущую судьбу страны. Современная школа в за воспитание человека просвещенного, гуманного, духовно богатого, неравнодушного, активного, высоконравственного, любящего свою Родину, свой народ, с уважением относящегося к истории родной страны, ее традициям.
В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к духовности, тема духовно-нравственного воспитания становится насущной и приобретает важный социально-культурный смысл.
Одной из основных задач современной государственной политики РФ является воспитание качества личности, которое должно пониматься как одно из наиболее значимых, непреходящих ценностей.
Объектом данной работы является система духовно-нравственного воспитания личности в системе работы учителя физики.
Предметом - организационные условия формирования нравственного сознания учащихся.
Цель работы - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Для достижения указанной целевой установки ставлю перед собой следующие задачи:
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- формирование гражданственно - патриотических чувств на жизненном примере, гражданской позиции ученых-физиков;
- познакомить с аспектами духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках физики.
- раскрыть условия, обеспечивающие эффективность использования биографического материала при обучении физике.
- познакомить на практике с формами и методами, формирующими у школьников чувство нравственной воспитанности.
Воспитание на уроках физики включает в себя аспекты:
- Нравственный - предполагает видеть, понимать, чувствовать красоту науки, понимать необходимость разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.
- Гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники, готовой к морально-этической оценке использования научных достижений.
- Политехнический - предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации обучающихся.
- Патриотический - предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, воспитывает гражданина своей Родины.
- Здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Практическая значимость работы заключается в внедрении данного проекта по созданию организационных условий для формирования и развития нравственного сознания обучающихся в систему учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемые результаты в образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
В своей работе я использую эффективные средства и методы духовно-нравственного воспитания:
- показ выдающегося вклада отечественных ученых в развитие науки;
- привожу примеры творчества выдающихся учёных - физиков и физиков - инженеров;
- обращаясь к материалам, связанным с биографиями ученых, анализируя их, обучающиеся приобщаются к ценностям творческой деятельности;
- приводя сведения об истории открытий, а так же биографические данные ученых, относящиеся к периоду их работы над изучением тех или иных явлений и процессов, я тем самым формирую нравственные качества личности;
- формирование у обучающихся уважительного отношения к труду, упорства в преодолении трудностей на примерах деятельности выдающихся русских ученых.
На своих уроках пользуюсь следующими способами духовно-нравственного воспитания:
- включение фрагментов о жизни и поисках ученых;
- сообщение обучающихся на уроках о жизни и деятельности выдающихся деятелей науки и техники;
- использование высказываний знаменитых ученых;
- проведение вечеров, посвященных юбилейным датам ученых и их открытий; выпуск стенгазет, посвященных юбилейным датам;
- рекомендация учащимся научно-популярной литературы, освещающей жизнь ученых и изобретателей.
Проблемы:
- отсутствие четкой молодежной политики;
- недостаток инициативности;
- негативное влияние средств массовой информации.
Перспективы:
- формирование инновационных подходов к организации воспитания гражданственности и патриотизма;
- разработка комплексной программы воспитания подрастающего поколения.