Николаева Надежда Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 6, 1 КК,
Денисова Ирина Александровна, учитель физики МАОУ СОШ № 6, 1 КК
«Использование ресурсов ИОС как необходимое условие реализации принципа преемственности и формирования технического мышления школьников»
В современных условиях развития информационного пространства и нанотехнологий востребованы специалисты с прочными техническими знаниями. И такой учебный предмет как физика играет особую роль. Следовательно, педагогу необходимо эффективно использовать ресурсы как информационно образовательного пространства, так и ресурсы содержания предмета для формирования инженерного мышления.
Инженерное мышление - это комплекс интеллектуальных процессов и их результатов, которые обеспечивают решение задач в инженерно-технической деятельности. Показатели деятельности будущего инженера: знать, понимать, применять, анализировать, систематизировать, оценивать, позволяют в полной мере отразить основные элементы познавательной деятельности обучающихся в процессе формирования технического мышления с учетом их возрастных особенностей, уровнем облученности
Возникает вопрос: «А можно ли вообще средствами школьных дисциплин формировать техническое мышление?»
Техническое мышление рекомендуется формировать, начиная с начальной школы. Только в этом случае на выходе из стен школы мы можем рассчитывать на высокую профессиональную компетентность. Поэтому возникает острая необходимость в разработке системы учебной деятельности по формированию и развитию инженерного мышления обучающихся на основе принципов преемственности и метапредметности.
Развитие инженерного мышления у обучающихся в процессе
|
Начальное |
Основное |
Цели |
Сформировать представления о новых горизонтах науки и их применении в практики |
Познакомить обучающихся с современными научными открытиями и результатами их внедрения |
Содержание |
Физические химические основы действия технических игрушек, современных бытовых приборов, технических устройств, предметов домашнего обихода. Предметы УП, курсы внеурочной деятельности «Легоконструирование», «Программирование в среде «Scratch», «Незнайка на Луне», «Мастерская Винтика и Шпунтика», « Конструирование архитектора Кубика»
|
Законы, послужившие основной разработки технических устройств. Их принципы действия, особенности создания современных приборов, измерительных комплектов. Предметы УП, курсы внеурочной деятельности «Легоконструирование», «Программирование в среде «Scratch», «Незнайка на Луне», «Мастерская Винтика и Шпунтика», «Конструирование архитектора Кубика». Элективные курсы «Решение задач по динамике», «Инженерное моделирование» |
Деятельность |
Проектно-исследовательская, поисковая деятельность позволяющая получить представление о теоретических основных и принципах действия. Участие в общешкольном МЕГАПРОЕКТЕ и в конкурсах муниципального и регионального уровня.
|
Самостоятельная экспериментальная, исследовательская проектно-конструкторская, изобретательская деятельность. Участие в общешкольном МЕГАПРОЕКТЕ и в конкурсах муниципального и регионального уровня. |
Ресурсы |
Кабинет оснащен компьютерами, LEGO We Do, LEGO education,: LEGO Построй свою историю, модульная система эксперимента PRO Log |
Оснащение для лабораторного эксперимента, для демонстрационного физического эксперимента, виртуального физического эксперимента. Для осуществления проектной и исследовательской деятельности используются возможности цифровой лаборатории L-микро. Кабинет оснащен компьютерами, которые работают в составе сети клиент-серверной архитектуры (тонкими клиентами). |
Педагогические технологии |
ИКТ, проектно-исследовательская |
ИКТ, проектно-исследовательская, проблемное обучение |
Мониторинг результатов |
Устойчивый познавательный интерес, переходящий во внутреннюю мотивации к изучению предметов естественно-научного цикла, желание изучать технический объект |
Сформированное желание познавать, исследовать, конструировать, проектировать, изобретать. |
Компьютерная коммуникация позволяет педагогу и ученикам получить доступ к практически неограниченным массивам информации, хранящейся в централизованных банках данных и дает возможность влиять на мотивацию обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла. Электронные программы сети Интернет варьируются как тренинговые, учебно-экспериментальные.
В соответствии с методической работой школы «Обучая - развиваем. От обученности ума к воспитанию души» и направлением ее работы в 2014-2016 г.г. «Формирование социокультурного проектно - исследовательского пространства школы как необходимое условие успешной социализации обучающихся» была разработана оптимизационная модель внеурочной деятельности, реализуемая в форме игрового образовательного проекта «Незнайка» для 4-5 классов. Модель являются важной составляющей внеурочной деятельности, отражающей взаимосвязь, преемственность и интеграцию НОО-ООО, в т.ч по формированию технического / инженерного / мышления. Занятия по внеурочной деятельности позволяют дополнить содержание предметных областей, что позволяет провести интеграцию учебных предметов, позволяет развивать техническое творчество обучающихся и интерес к техническим наукам, формировать мотивацию к учебе и выбору технических профессий. Возросло количество участников в конкурсах, играх разного уровня и повысилась результативность участия.
Можно констатировать, что в нашем образовательном учреждении сложилась система педагогической работы по формированию технического мышления обучающихся средствами предметного обучения и внеурочной деятельности. Этому способствовали создание предметной образовательной среды, применение единых современных педагогических технологий.