Куштанова Жанна Дамировна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 5, 1 КК
«Пропедевтика объектно-ориентированного программирования в начальном общем образовании посредством Scratch»
Мы живем в век информатизации общества. Информационные технологии проникают в нашу жизнь с разных сторон. Одно из самых удивительных и увлекательных занятий настоящего времени - программирование. Повелителей компьютеров называют программистами. Они знают слова языков программирования, которым подчиняются компьютеры, и умеют соединять их в компьютерные программы.
Обучение основам программирования младших школьников должно осуществляться на специальном языке программирования, который будет понятен ребенку, легок для освоения и соответствовать современным направлениям в программировании. Для обучения структурному, объектно-ориентированному, событийному, параллельному программированию оптимально подходит среда Scratch. Анимационная мультимедийная среда программирования Scratch выбрана не случайно. Она сочетает в себе и программирование, и графику, и моделирование. Scratch - инструмент создания разнообразных программных проектов: мультфильмов, игр, рекламных роликов, музыки, “живых” рисунков, интерактивных историй и презентаций, компьютерных моделей, обучающих программ для решения проблем: обучения, обработки и отображения данных, моделирования, управления устройствами и развлечения.
Визуальная объектно-ориентированная среда программирования Scratch основана на идеях конструктора Лего, где из команд-кирпичиков собирается программа-скрипт. Язык программирования Scratch является учебным, специально созданным для обучения школьников 7-14 лет навыкам объектно-ориентированного программирования. Это полноценный полнофункциональный язык программирования, адаптированный под детское восприятие.
В нашей школе программа курса «Основы Scratch» реализует информационно-технологическое направление во внеурочной деятельности в 1-4-х классах в форме кружка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Курс «Основы Scratch» для младших школьников 1-4-х классов вводится как пропедевтика объектно-ориентированного программирования. Объектно-ориентированное программирование - это метод программирования, при использовании которого главными элементами программ являются объекты. В нашей школе курс выстроен с 1 по 4 класс.
- 1 класс (1 полугодие) - ScratchJr,
- 1 класс (2 полугодие) и 2 класс – Scratch и конструктор LEGO WE DO (базовый уровень),
- 3 класс - Scratch и конструктор LEGO WE DO (повышенный уровень),
- 4 класс –Scratch + конструкторLEGO WE DO (объединение виртуального и реального мира)
Основа курса - проектная научно-познавательная деятельность школьников на занятиях. Именно в этой деятельности наиболее полно раскрывается личностный потенциал школьника. Развиваются ценные качества и умения, необходимые современному человеку: критическое, системное, алгоритмическое и творческое мышление; умение находить решение проблем; умение работать самостоятельно и в команде.
При работе в среде программирования Scratch обучающиеся:
• увидят практическое применение алгоритмов и программ;
• научатся самостоятельно составлять алгоритмы;
• изучат функциональность работы алгоритмических конструкций;
• научатся принимать решения;
• научатся создавать личностно значимые проекты.
Изучение Scratch может серьезно помочь школьникам освоить азы алгоритмизации и программирования, создавать и исследовать компьютерные модели, а полученные знания пригодятся для дальнейшего и более серьезного изучения программирования. Scratch - это начало, основа, с изучения которой ребенок входит в мир профессионального программирования как будущий инженер-программист, разработчик приложений, технический дизайнер. Создавая свои собственные интерактивные истории и игры, дети учатся разрабатывать проекты, ставить цели и задачи. Кроме того, эта среда подходит для обучения детей как с абстрактно-логическим мышлением, так и с преобладающим наглядно-образным мышлением.
Предложенная программа является «точкой входа» во внеурочную научно-познавательную проектную деятельность. Обучение событийному, объектно-ориентированному, параллельному программированию позволяет постепенно направлять школьника в русло научно-познавательного исследования.
Таким образом, полученные навыки работы в Scratch помогут школьникам освоить азы алгоритмизации и программирования. Будут полезны при создании и исследовании компьютерных моделей по школьным дисциплинам, обучающих программ (игр) для дошкольников и младших школьников, помогут при изучении таких школьных дисциплин, как «Математика», «Музыка», «Изобразительное искусство», а также для более серьезного изучения программирования в старших классах.
Работа с Интернет-сообществом скретчеров позволит освоить навыки информационной деятельности в глобальной сети: размещение своих проектов на сайте, обмен идеями с пользователями интернет-сообщества, овладение культурой общения на форуме.