ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Теряева Светлана Леонидовна, педагог дополнительного образования МАУДО ДООЦ, СЗД

«Возможности и перспективы применения информационных технологий для развития инженерного мышления на занятиях по моделированию и конструированию одежды»

Сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. «Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, – подчеркивается в Концепции развития дополнительного образования, – а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в 21 веке». Следовательно, на современном этапе дополнительное образование детей должно стать навигатором в построении воспитательной, профориентационной системы, направленной на эффективную социализацию подрастающего поколения россиян.

В настоящее время стало актуально понятие «техносфера», хотя этот термин  был введен в обиход еще в 40 – 50 годах  ХХ столетия в связи с активизацией развития научно-технического прогресса, развитием точного и сложного машиностроения, космической отрасли. В современном обществе понятие «техносфера» употребляется  чаще всего  при описании уровня развития техники в социуме и научных методов преобразования сферы жизни развития общества.

 В научно-техническом аспекте предметом изучения техносферы является взаимодействие человека и техники при осуществлении различных видов деятельности. При этом необходимо рассматривать техносферу не только как пассивный объект, но и как активный фактор трансформации остальных систем, находящихся с ней во взаимодействии. В социальном аспекте рассматриваются развитие и характеристики социальных процессов с точки зрения влияния на них техники и технологических процессов.

Применительно к дополнительному образованию детей необходимо отметить, что техносфера не идентична только информационно-коммуникативному обеспечению образовательного процесса компьютерной и демонстрационной цифровой техникой. Более правильным будет рассмотрение техносферы образовательной организации как совокупность содержания образования, нормативного и методического обеспечения, ресурсов и технологий, а также  с ней  коммуникации и общественные отношения.

В понятии «техносфера» образовательной организации системы дополнительного образования детей можно выделить следующие составляющие:

- совокупность технологий организации деятельности (информационных, коммуникационных, технологий социальных отношений);

- техника, инфраструктура технического и технологического развития образовательной организации;

- совокупность технологий формирования личностных качеств, профессиональных и социальных метазнаний, отвечающих современным требованиям технического и технологического развития современной цивилизации (технологий формирования навыков, которое требуется и допускается со стороны общества в соответствии с современным уровнем его развития).

Если кто-то думает, что детей с раннего детства нужно готовить к инженерным специальностям, постоянно напрягая их решением задач, выполнением конструкторских заданий, то он глубоко ошибается – с детьми нужно играть! Но играть серьезно, решая задачи формирования не только креативности, но и формирования всех  видов мышления. Каждый ребенок мыслит по-своему. Даже если они получили абсолютно одинаковые задания, то результат у каждого – будет свой.

В настоящее время значительно возрос интерес к профессии конструктора-модельера. Это закономерно, каждый человек хочет быть современно одет. Остановив выбор на этих занятиях, ребята учатся разрабатывать модели одежды в соответствии с обликом и фигурой, подбирать для моделей ткани, отделочные материалы. Моделирование, конструирование одежды, качественный пошив – это основа знаний и умений будущего специалиста.

А использование информационных технологий позволяет решить ряд важнейших проблем, стоящих перед образовательным учреждением: усилить мотивацию обучения, повысить скорость и качество усвоения знаний, установить тесную обратную связь, успешно решать вопросы дифференцированного подхода и индивидуализации обучения, формировать познавательную самостоятельность.

На занятиях «Конструирование и моделирование одежды» используется профессиональная программа для построения и моделирования выкроек одежды. Она имеет ряд преимуществ: доступная цена, простой интерфейс, легкость в освоении работы в программе, гибкий модульный принцип организации труда, что позволяет работать с чертежом на уровне линий, точек и объектов, открывая безграничные возможности построения и моделирования выкроек одежды. Работа с линиями многофункциональная – есть возможность задавать цвета для линий, настраивать контур, подписывать, измерять, копировать линии и многое другое... Программа автоматизирует все типы разведения лекал - параллельное, коническое, параллельно-коническое.

Также данная программа позволяет оцифровывать выкройки из конспектов, книг, журналов и прочих интернет источников. Когда выкройка оцифрована, возможности работы с ней - безграничны. Есть возможность программировать собственные алгоритмы построения выкроек. Алгоритмы пишутся на самом популярном языке программирования в мире C++

Доступно автоматическое построение припусков на швы, как для каждой линии, так и для целых деталей, проверка обхватов и прибавок, контроль любого изменения в чертеже.

Здесь имеется максимально полная база размеров типовых фигур в соответствии с новой типологией согласно ГОСТу, есть возможность добавлять свои размеры. Доступна печать готовых выкроек на обычных  принтерах.

Работа с данной программой по построению базовых и модельных конструкций дает возможность учащимся свободно работать с информационным таблицам базы данных компьютера, являющегося одним из основных технических средств обучения, где каждой единице информации присвоены определенные атрибуты – ключевые слова и символы.

 Операции по масштабированию выкроек, их отражение, вращение и перемещение дает возможность свободно работать в системе координат, видеть количество деталей, правильно располагать относительно долевой нити и рассчитывать расход ткани на заданную модель.

Также важную роль для развития инженерного мышления играет использование на занятиях компьютеризированных швейновышивальных машин.

ЖК – дисплей отображает настройки строчек и рисунков, информацию в виде сообщений о настройке или корректировке выполнения операций.

Благодаря встроенному программному обеспечению можно менять угол поворота, размеры, делать вышивки в зеркальном отражении. Учащимся предоставляется возможность самим разрабатывать рисунок вышивки, начиная с создания эскиза, используя лист с координатной сеткой и последующим определением последовательности вышивки. Кроме того, расположенные  встроенные в памяти машины вышивки можно запрограммировать на изменение цвета, на соединение рисунка с символами, повторное шитье, комбинирование с рисунком обрамления.

Для вышивания можно использовать функцию импортирования  дизайнов вышивок. Пересылка файлов с дизайнами вышивок с компьютера на машину посредством флеш-накопителя или карты памяти позволяет создавать и сохранять в памяти машины папки с заданной тематикой.

Области применения лазеров и лазерной техники еще более многочисленны, чем разнообразие их конструкций. Наиболее массовой областью использования лазерной техники является в настоящее время лазерная обработка материалов, в основе которой лежит в большинстве случаев тепловое воздействие лазерного излучения. Таким образом, теория и практика лазерной обработки материалов подтверждает огромные возможности лазерных технологических процессов, которые позволяют эффективно решать поставленные задачи.

Лазерное оборудование стало простым и технологичным производственным процессом и используется на занятиях в декоративных целях – фигурная резка, а также при изготовлении аппликаций. При этом изготовление аппликаций может производиться как с рулона, так и из лоскута, который остается в процессе работы. Практически любая ткань поддается лазерному раскрою, это могут быть: синтетические, полусинтетические, натуральные ткани. При этом при раскрое синтетических тканей происходит оплавление края, что препятствует его осыпанию. За счет бесконтактного способа обработки можно обрабатывать сложные ткани, такие как: органза, шифон, атлас и т.д.

ЧПУ позволяет добиться не только высокой точности и сложности деталей, но и облегчает процесс создания макета. Готовый проект попросту загружается в память обслуживающего компьютера и при необходимости корректируется с учетом особенностей материала.

Эскизы для аппликаций можно разработать самостоятельно в графическим редакторе CorelDraw, AutoCAD, Illustrator и т.д. или найти в сети интернет.

При этом применение лазерной техники выводит производство на новый высокоинтеллектуальный уровень, на уровень технологий будущего столетия.

Компьютерные средства являются в данном случае интерактивными, обладают способностью «откликаться» на действия учащегося «вступать» с ним в диалог, что и составляет главную особенность методики компьютерного обучения.

Информация обучения требует от обучающихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. Внедрение информационно-коммуникативных технологий на занятиях «Конструирование и моделирование одежды» позволяет развивать навыки самостоятельной работы, сократить время на поиск нужной информации для изготовления отдельных деталей и предметов в целом. Высвобождение дополнительного времени планируется на предметное изучение технической структуры изделия.

К сожалению, сфера дополнительного образования детей по направлению внедрения моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности, как ключевой для формирования нового поколения исследователей и инженеров, пока не получила должного развития.  В этой связи  можно отметить, как позитивный сигнал, это открытие в ДООЦ базовой площадки Дворца молодёжи по профориентационной деятельности и техническому творчеству и Готовящейся к открытию инновационной площадки «Технолаб» (ФАБ-ЛАБ для школьников).

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК