ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Рейх Ульяна Сергеевна, воспитатель МБДОУ № 25, 1 КК

«Приобщение детей к миру технического изобретательства»

В современном мире, где все взаимосвязано и взаимозависимо, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем имеется настоятельная потребность в развитии, становлении и формировании человека с творческим, продуктивным мышлением, способным принимать инновационные процессы и участвовать в них. По данным правительства РФ сфера наибольшего дефицита российского общества – в области технологий и инженерии. Российская система образования всегда была фундаментом и необходимой базой для решения стратегических задач государственной политики.

С 2015 года в Свердловской области стартовала программа «Уральская инженерная школа», утверждённая Указом губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года № 453-УГ.

Вопрос о необходимости возрождения уральской инженерной школы поднял губернатор Свердловской области Евгений Владимирович Куйвашев в программной статье «Сохраним опорный край Державы».

По его словам, начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в школьном и даже дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

На мой взгляд использование конструкторов Лего в рамках непосредственной образовательной деятельности в ДОУ – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом детей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.

Основная цель моей работы по Лего – конструированию это: развитие познавательной, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством Лего – конструкторов.

Через Лего – конструирование я решаю следующие задачи:

•Развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию;

•Развитие познавательной активности детей, воображения, фантазии и творческой инициативы;

•Совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе и при распределении обязанностей.

Для реализации поставленной цели и задач, была создана предметно – развивающая среда. Были приобретены разные Лего – конструкторы из серии «Обучающие Лего» (LEGO Education). Разработано методобеспечение: конструкты образовательной деятельности, такие как «Космические корабли», «Наш любимый детский сад», «Дикие животные нашего края», «Веселая математика», консультации для родителей, картотеки игр.

В своей работе с дошкольниками от 3 до 7 лет с учетом их возрастных особенностей использую различные виды конструктора Лего: «Дупло», «Первые истории», «Увлекательная математика», «Набор с трубками», «Построй свою историю», «Первые механизмы». Использую Лего как элементы в дидактических играх и упражнениях (посмотри и сделай также, чего не хватает и т.д.), а также в подготовительной группе реализовали краткосрочный проект «Дикие звери». В подготовительной группе использовала Лего конструктор как счетный материал, что поспособствовало приобретению конструкторов «Увлекательная математика». Конструкторы «Построй свою историю» были хорошими помощниками в НОД по развитию речи (заучивание, составление рассказов, пересказы), обучение грамоте (выложи схему предложения, сколько слогов в слове и т.д.). Включаю в образовательную деятельность различные технологии такие как, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества, педагогическая технология - метод проектов, авторы Дж. Дьюи, В. Килпатрик.

В 2015 г. в старшей группе была проведена открытая НОД «Звери. Жираф.» для педагогического коллектива детского сада. В 2017г. - в младшей группе, в рамках городского методического объединения, была показана открытая НОД «Сад для Лунтика» для педагогического сообщества города.

Большое внимание уделяю технологии ИКТ, в образовательной деятельности использую интерактивное оборудование, документ камеру, фотоаппарат, планшет.

Мною была разработана рабочая программа дополнительной общеобразовательной программы по «ЛЕГО – конструированию» для детей 4-го – 7-го года жизни.

Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. В основе разработки использованы рекомендации, а также концептуальные положения методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной – М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.

Дополнительная общеразвивающая программа по «ЛЕГО – конструированию» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности. Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы по «ЛЕГО – конструированию» 3 года. Реализуется в форме дополнительной образования  и охватывает детей с 4-х лет до 7 лет.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Цель программы: развитие конструкторских способностей детей.

Задачи:

  • формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
  • приобщить детей к миру технического изобретательства;
  • развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

Непосредственная образовательная деятельность по дополнительной программе осуществлялась в соответствии с перспективным планом и целью, задачами программы.

         Работу по программе планировала так, чтобы образовательная деятельность расширяла и углубляла знания детей по темам, указанным в перспективном плане рабочей программы, а также организовывала работу с учетом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с конструктором, начинала работу с более простых построек.

Включала в образовательную деятельность различные технологии, формы и виды деятельности.

В конце каждого месяца дети старшего дошкольного возраста строят по замыслу, показывая, чему научились на прошлых занятиях. Со средней группы выделяются занятия по коллективным постройкам (по 2-3 ребенка в подгруппе).

Процесс овладения приемами Лего - конструирования и развитие творчества, осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, образовательной деятельности, совместная деятельность в ходе режимных моментов. Образовательная деятельность организуется интегрировано, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей предполагают проведение индивидуальной работы с детьми, досугов (развлечений).

В заключении хотелось бы сказать, что Лего – конструирование предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе.

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК