ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Карта учёта динамики развития ребёнка, прошедшего обследование на ПМПК – документ, рекомендованный приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 14.09.2012 г. № 02-01-95/5293 к ведению в образовательной организации. Следовательно, данный документ является обязательным и должен быть  заведён на каждого ребёнка, который прошёл обследование в психолого-медико-педагогической комиссии.

Основное назначение «Карты учёта динамики развития…» - мониторинг изменений в учебной деятельности и в психическом развитии обучающихся, испытывающих сложности в овладении образовательной программой. Так как по результатам обследования на ПМПК рекомендуется образовательная программа, адекватная психофизическим возможностям ребёнка, необходимо отследить,  насколько она будет эффективной, и, при необходимости, скорректировать её.  «Карта…» как раз и позволяет чётко увидеть это.

На кого ложится обязанность по заполнению «Карты…»? Общие страницы карты (сведения об обучающемся, цель и задачи сопровождения и др.) заполняет педагог, выбранный куратором для данного ребёнка, либо классный руководитель. Если в образовательной организации присутствуют такие специалисты, как учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, то соответствующие странички заполняют они.  В случае отсутствия в учреждении этих специалистов все странички карты заполняются учителем либо группой учителей. Например, будет логичнее, если странички, касающиеся речевого развития, заполнит учитель русского языка и литературы.

Как необходимо заполнять карту?  

Первые два раздела, а также восьмой раздел – сведения об обучающемся, социальная карта семьи и информация классного руководителя и социального педагога  – не представляют трудностей для понимания и заполнения, поэтому на них останавливаться не будем.

Третий раздел – заключение ПМПк.  Здесь имеется в виду школьный психолого-медико-педагогический консилиум (а не психолого-медико-педагогическая комиссия, которую прошёл ребёнок). Примерные формулировки, которые могут быть использованы, приведены на страничке. Педагоги могут выбрать те из них, которые подходят, и (или) придумать свои.

Четвёртый раздел – программа комплексного сопровождения.  Когда ребёнок прошёл обследование на ПМПК, комиссия рекомендовала ему не только образовательную программу, но и занятия со специалистами, поэтому как раз здесь и нужно продумать и расписать, над чем конкретно, кто и сколько будет работать с ребёнком (т.е. какая коррекционная помощь ему будет оказываться). Например, если в рекомендациях ПМПК написано: занятия с учителем-логопедом по коррекции звукопроизношения и развитию фонематических процессов, то в табличке «План мероприятий по сопровождению»  необходимо указать, с какой периодичностью будут проводиться эти занятия, какие по длительности, в течение какого срока, кем  и т.д. Таким же образом планируется работа других рекомендованных специалистов (если они есть), либо продумывается деятельность учителей, занимающихся с ребёнком, направленная на коррекцию нарушений обучающегося. К примеру, учитель математики может взять на себя работу по развитию пространственных представлений (ориентация на листе бумаги в клетку тоже сюда входит); учитель биологии – по развитию умения ориентироваться во времени (дни недели, месяцы, времена года, часы и пр.); учитель русского языка – по коррекции письменной речи, и т.д.

Пятый раздел заполняет педагог-психолог (если он есть). При его отсутствии это делает классный руководитель или любой другой педагог, который более длительное время знаком с обучающимся или тот, у которого с  ребёнком лучше налажен контакт. Если данный раздел отслеживает педагог-психолог, ему необходимо провести адекватные отслеживаемым показателям психологические методики. Часть этих методик указана в таблице. Психолог вправе использовать их или подобрать другие, которые в данный момент или с данным ребёнком будут наиболее эффективными. Если используемые специалистом методики не указаны в таблице, то названия их нужно дописать, если указаны – подчеркнуть те, которые он использовал. Не обязательно проводить все методики, которые написаны в карте, достаточно выбрать  из них необходимые.

Если педагога-психолога в штате образовательной организации нет, данный раздел заполняет учитель. В этом случае не нужно проводить никаких специальных исследований и психологических тестов; практически все указанные психологические особенности можно отследить в результате наблюдения за ребёнком в обычной деятельности (как и с кем он общается, проявляются ли в его поведении агрессивность, тревожность, возбудимость и т.д.).

Результаты, выявленные педагогами, отмечаются в таблице во втором и третьем столбце (во втором – в начале учебного года, в третьем – в конце, после окончания коррекционной работы). Результаты отмечаются галочкой или любым другим удобным значком (плюсик, крестик) в  квадратике рядом с соответствующей характеристикой особенностей ребёнка. Таким образом, в конце года становится чётко видна динамика развития обучающегося (либо её отсутствие).

Шестой раздел – познавательные процессы – заполняет учитель-дефектолог или педагог-психолог (если они есть), в противном случае – это задача учителя.  Здесь учителю также,  как и в предыдущем разделе,  нет необходимости  проводить психологические методики. Достаточно просто отметить те особенности, которые возможно отследить в результате педагогического наблюдения или беседы с обучающимся (например, любой педагог в силах спросить у ребёнка дни недели, попросить назвать зимние (или любые другие) месяцы, рассказать стихотворение или повторить фразу).  Также, наблюдая за ребёнком во время уроков, педагог может увидеть, умеет ли ребёнок делать выводы, последовательно пересказывать, устанавливать причинно-следственные связи, воспринимает ли сложную инструкцию, может ли быстро переключиться с одного задания на другое  и пр. И в этом случае при заполнении карты педагогу нужно в первом столбце (используемые методики) подчеркнуть (или дописать, если их нет)  слова «по результатам наблюдений и беседы». Если какие-то показатели педагог не смог выявить педагогическими методами, то в соответствующей ячейке таблицы следует написать «выявить не удалось».

Седьмой раздел – речевое развитие – заполняется учителем-логопедом либо, при его отсутствии, учителем русского языка и литературы (если ребёнок учится в начальных классах – тогда учителем данного класса). Думаю, что для учителя-логопеда заполнение данного раздела не представляет сложностей. Обычному учителю необходимо в соответствующих графах таблицы указать проблемы, имеющиеся у ребёнка (например, насколько хорошо у ребёнка развита мелкая моторика: правильно ли держит ручку, понятно и разборчиво ли пишет, правильно ли прописывает буквы, ровный почерк или корявый и т.п.; правильно ли произносит звуки русского языка, если не все – указать, какие неправильно, и т.д.).

Девятый раздел – результаты и эффективность сопровождения – заполняется в конце учебного года совместно всеми педагогами, которые в течение года работали с данным ребёнком.  В третьем разделе все участники сопровождения составляли план работы с ребёнком: над чем, кто, когда и сколько времени будет трудиться с учеником. Здесь нужно сравнить те данные, которые были в начале сопровождения, с теми результатами, которых удалось добиться.  Исходя из этого, а также из итоговых отметок, делается вывод о результативности рекомендованной программы и проведённой работы, выносится решение и составляются краткие рекомендации по дальнейшему сопровождению обучающегося (на следующий год). В следующем учебном году либо заводится новая карта на ребёнка.

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК