1. Общие сведения:
- фамилия, имя, отчество ребенка;
- дата рождения;
- адрес регистрации по месту жительства (населенный пункт, улица, дом, квартира, пр.);
- адрес фактического проживания;
- сведения о родителях (законных представителях);
- с кем проживает ребенок;
- контактная информация семьи.
2. История воспитания, обучения ребенка до обращения на ПМПК:
- обучался, воспитывался ли где-либо до поступления в эту образовательную организацию;
- причины перевода из другой образовательной организации (в случаях, если ребенок поступил из другой образовательной организации).
3. Детализированная информация об условиях и результатах воспитания ребенка в дошкольной образовательной организации:
- группа;
- программа воспитания;
- возраст поступления в образовательную организацию, степень подготовленности; сколько времени находится ребенок в данной образовательной организации;
- особенности адаптации ребенка к данной образовательной организации;
- отношение к детской продуктивной, игровой, познавательной деятельности;
- отношение ребенка к словесной инструкции педагога, реакция на нее;
-сформированность коммуникативных, навыков самообслуживания, игровых и др. навыков;
- как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы (принимает ли участие в организуемых занятиях, в т.ч. дополнительных; в чем особенности его участия, как ведет себя во время занятий: проявляет заинтересованность, стремление выполнить задания; в игровой деятельности - наличие стремления включиться в игру, использование предметов-заместителей; характер действий с игрушками: стереотипные манипуляции, хаотическая смена игрушек или осмысленные и целенаправленные действия, принятие на себя роли, возможность игры с правилами, предлагает сам иргу и стремится быть понятым сверстниками и т. п.);
- характер ошибок;
- развитие моторики (общая моторная неловкость, двигательная расторможенность, преимущественные недостатки мелкой моторики, какую деятельность затрудняют) и речи (речью не пользуется, речь малопонятна, пользуется речью преимущественно для коммуникации, может отвечать на занятиях, формулировать свои мысли).
4. Соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности.
Уровень усвоения программы по основным образовательным областям в соответствии с целевыми ориентирами по возрасту (ФГОС ДО):
4.1. Познавательное развитие
4.2. Речевое развитие
4.3. Социально-коммуникативное развитие
4.4. Физическое развитие
4.5. Художественно-эстетическое развитие
Динамика результатов обучения и развития ребенка:
- достаточная;
- недостаточная;
- отсутствует.
В чем вероятная причина недостатков в обучении:
- нет понимания материала;
- понимание есть, но резко нарушено внимание;
- понимание есть, только при индивидуальной работе, в группе самостоятельно работать не может;
- понимание есть, но мотивация к обучению отсутствует.
5. Характеристика обучаемости:
Должно быть указание на то, какие виды помощи использует воспитатель: объяснения после занятий, подсказку на занятиях, прямой показ того, как надо делать; оказание стимулирующей помощи (эмоциональной поддержки, побуждение к деятельности); организующей помощи (организация деятельности ребенка в условиях выполнения образовательной задачи, создание алгоритма выполнения); обучающей помощи (разъясняющей, наглядно-действенной, конкретной);
Объем оказываемой ребенку помощи: в оказании помощи не нуждается, требуется незначительная помощь, требуется значительная помощь.
Насколько эффективна помощь: - недостаточная (эффективность помощи неравномерна, в некоторых видах деятельности или заданиях помощь не дает результата);
-низкая (помощь малоэффективна, ребенок быстро все забывает);
- помощь не принимает;
- помощь принимает не всегда эффективно;
- помощь принимает, способен к переносу усвоенных знаний на аналогичные задания (в условиях оказания помощи эффективность выполнения задания возрастает);
В характеристику включаются сведения о работоспособности (трудности включения в задание, замедленный темп его выполнения в сравнении с другими детьми, неравномерная или снижающаяся продуктивность деятельности, высокий темп деятельности с недостаточным вниманием к качеству и т. п.) и особых трудностях (дисфункциях), наблюдаемых в учебном процессе (отвлекаемость, утомляемость, невозможность сосредоточиться, недостаток ориентировки на листе бумаги, неразличение правой и левой сторон и т. п.).
В завершение характеристики оценивается:
- уровень общего развития (степень отставания от большинства детей в группе);
- общая осведомленность ребенка о себе (оценивается в соотнесении с календарным возрастом);
- взаимоотношение воспитанника с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети;
- какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и пр.);
- особенности семейного воспитания (строгое, попустительское, непоследовательное, ребенку уделяется недостаточно внимания);
- отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное или неадекватное отношение, пр.).
В характеристике отражаются возможности ребенка, на которые можно опираться в педагогической работе, а также обобщенные выводы педагога и его пожелания по организации дальнейшего обучения ребенка.
Следует указать цель составления документа, дату его оформления. Характеристика заверяется печатью с подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица).
Оригинал характеристики предоставляется родителями (законными представителями) ребенка на комиссию.