ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Муниципальный этап ежегодного Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» прошёл в Детском оздоровительно-образовательном центре 21 марта. Учащиеся 5-11-х классов, прошедшие школьный отбор, декламировали отрывки из своих любимых прозаических произведений российских или зарубежных авторов XVIII-XXI века.

Причём же тут Пушкин, спросите вы. А это мои эмоции. Я всегда с удовольствием принимаю предложение поучаствовать в жюри этого конкурса, хотя, надо признаться, охотнее побывала бы на этом замечательном мероприятии просто зрителем, чтобы не отвлекаться на оценки. Но не суть важно. Зато могу проследить, как год от года растёт эмоциональный интеллект, читательский вкус, навыки выразительного чтения, особенно постоянных его участников, в чём, собственно, и состоят цели конкурса.

Хочется привести в пример ученицу 16-й школы Елизавету Жолобову, теперь восьмиклассницу. Помнится, года два назад её выступление не могло претендовать на призовое место просто потому, что не было закончено – девочка забыла слова, но зато проявила характер и попросила жюри прослушать её ещё раз. Сегодня Лиза читала «Материнское поле» Чингиза Айтматова, читала, не форсируя голос, но был слышен внутренний надрыв, отчётливо проступала сила материнской любви, что, конечно же, вызвало эмоциональный отклик. Несмотря на это, опять она, увы, была далека от победы – повесть «Материнское поле» оказалась в списке часто исполняемых произведений, что априори снижало баллы в протоколах всех пяти экспертов. Равно как и произведения, выбранные шестиклассниками Иваном Владимировым и Данилом Домрачевым, – мальчики читали юмористические произведения, что и само по себе несёт риск, ведь, как известно, легче зрителя заставить плакать, чем рассмешить.

Самой юной участнице, Марине Будриной, тоже удалось вызвать улыбки слушателей – она сумела передать смешно обыгранную в рассказе Людмилы Улановой «Про английский язык» многозначность слов.  Дарья Валеева прочитала монолог Жанны д'Арк с большим чувством,  насколько по силам шестикласснице драма Бернарда Шоу.

Уральский писатель Владислав Крапивин оказался интересен как Арине Новиковой, дебютантке конкурса, представлявшей ДООЦ, так и уже знакомой нам Марии Усовой, ученице 7 класса из 16-й школы, а они были интересны зрителю, поэтому, думается, мы ещё встретимся. Можно похвалить Владу Черкасову за хороший литературный вкус – она выбрала очерк Марины Цветаевой «Мой Пушкин», однако, читая психологический этюд (вспомним про критерии), трудно «эмоционально вовлечь слушателя (члена жюри): заставить задуматься, смеяться, сопереживать». Трудности другого порядка были у Владиславы Богочановой, которая читала эпизод из повести «Яма» Александра Куприна – вжиться в столь не похожий на тебя саму образ далеко не каждому дано.

А вот эмоции Елизаветы Кузнецовой при чтении рассказа Ивана Шмелёва «Лето Господне» были вполне естественны, и потому девятиклассница из 6-й школы могла бы поспорить за место в тройке лучших на этом конкурсе, но у неё были очень сильные соперники. 

Назовём, наконец, и тех, кто получил диплом победителя. Влад Ердяков (школа № 6, 10 класс) читал монолог князя Мышкина из романа Достоевского «Идиот» – стопроцентное попадание в образ. Дина Кудрявцева (школа № 16, 8 класс) – её интеллигентное, без жестикуляции и видимых эмоций прочтение рассказа «Холодная осень» Ивана Бунина тронуло глубинные струны в душе – те, что тоской отзываются на настоящую любовь и смерть.

Иван Сафронов (школа № 5, 8 класс), который читал рассказ Елены Габовой «Не пускайте рыжую на озеро», долго шёл к своей победе  и наконец-то сумел покорить жюри безупречной выразительностью, живостью эмоций, удался ему даже переход образа от мальчика к юноше – стало как будто больше басовых ноток.

А мне, как автору этого текста, надеюсь, удалось до конца держать интригу. Хотя идея, конечно, не нова – называть победителей в конце, а здесь я ещё и повторила её вслед за организатором конкурса в нашем городе – заместителем директора ДООЦ Надеждой Пестовой. Вручив сначала всем по порядку диплом участника, выдержав длинную паузу… за секунду до того, как все уже готовы были потерять терпение, Надежда Владимировна объявила имена победителей. Всплеск счастья в глазах… Этот принял, как должное… «Наконец-то!» – угадайте, чьи это эмоции?

Даже если вы устали от имён, прошу ещё немного внимания. Хочется поздравить педагогов, подготовивших победителей конкурса, – это А.В. Кригер, И.С. Подольская, Т.П. Левкович. Благодарю коллег, разделивших со мной тяготы судейства:
Н.Л. Солодянкину, М.Г. Еремееву, Н.К. Вотякову, М.А. Тодорову, ведь перед жюри стояла ответственная задача – победители будут защищать честь нашего города на региональном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», который проводится под патронатом Министерства просвещения РФ.

Евгений Куйвашев, вручая премии и стипендии лучшим учащимся, отметил: «Наш край славен не только своими недрами и промышленностью. Сила Урала опирается на творческих людей, богатые культурные традиции. Талантам свердловских юных дарований, а также их замечательных наставников рукоплещут в России и за рубежом, вам достаются призы авторитетных конкурсов и фестивалей. Средний Урал начинает программу «Пятилетка развития», чтобы войти в тройку лидеров по качеству жизни. Основа программы – рост человеческого потенциала, в том числе широкое приобщение уральцев к искусству».

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК