Заключение (представление) педагога-психолога предоставляется на листах со штампом образовательной организации или заверяется печатью образовательной организации.
В заключении (представлении) педагога-психолога указываются:
- фамилия, имя, отчество ребенка;
- его возраст;
- дата и время проведения обследования (с … до …);
- присутствие на обследовании третьего лица (Ф.И.О. родителя, законного представителя).
Обязательно должны быть перечислены все использованные методики (с указанием их общепринятых названий или же авторов). Текст патопсихологического заключения пишется в свободной форме.
Заключение должно отражать особенности аффективно-личностной сферы (контакт, интерес, аффективный компонент продуктивности – как ребенок реагирует на успех или неудачу, если обследовался ребенок школьного возраста - критика к наличию проблем и трудностей, а также к успехам и затруднениям во время обследования). Целесообразно указать, какие приёмы способствуют улучшению контакта или повышению продуктивности, а также отметить особенности эмоционального реагирования (преобладающий фон настроения, Специфические симптомы, отмечаемые во время обследования (например, не смотрит в глаза, грызет ногти или совершает другие стереотипные действия, отмечается игра вазомоторов и т.п.). важно отметить, какие мотивы обладают наибольшей побудительной силой (подчинение взрослому, игровой, соревновательный и т.п.), проявляет ли ребенок способность к волевому усилию или же продуктивно занимается только в случае эмоциональной привлекательности задания, а также его отношение к прерванному действию и фрустрирующим ситуациям, в каких случаях отмечается эмоциональная дезорганизация деятельности, а также какая мотивационная стратегия - достижения успеха или избегания неудачи – доминирует.
Заключение следует иллюстрировать подобную информацию конкретными примерами.
Описание динамической стороны психической деятельности включает характеристику темпа, работоспособности (конкретных проявлений истощаемости, длительности периодов сосредоточенной работы), внешних проявлений утомления и способности ребенка его преодолевать, а также симптоматики, свидетельствующая об инертности психических процессов или их высокой подвижности.
Описание интеллектуально-мнестической деятельности содержит:
- характеристику понимания инструкций,
- ориентировки в заданиях разного уровня сложности,
- удержания цели,
- целенаправленности и осмысленности производимых действий,
- признаков повышенной конкретности мышления либо искажения процессов обобщения, способности к вербализации своих рассуждений, а также обучаемости (характера и количества помощи - обучающих уроков - при формировании нового для ребенка действия, а также способности к переносу усвоенного действия на сходное задание).
Если педагог-психолог использовал стандартизированную оценку интеллекта, описание результата теста дается в этом разделе, также как и некоторых общепринятых в интерпретации результатов (например, кривой запоминания 10 слов, времени, затрачиваемого на отыскивание чисел в таблицах Шульте и т.п.). в этом же разделе могут содержаться указания на отмечаемые неспецифические дисфункции, затрудняющие процесс обучения (нарушения зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки и т.п.).
Диагностический вывод должен характеризовать степень отставания от возрастной нормы, а также отражать мнение педагога-психолога о варианте нарушенного развития
Указывается дата составления заключения, подпись и расшифровка подписи педагога-психолога.