Качественная профессиональная подготовка и высокая квалификация учителя - обязательные условия реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения. Введение ФГОС - это новый этап модернизации российского образования.
Перед администрацией школ встала задача подготовки учителей к деятельности в рамках нового стандарта. В школу должен прийти новый учитель, с новым мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.
С 18 февраля по 6 марта 2013 года 27 педагогов школ городского округа Карпинск прошли курсы повышения квалификации по образовательной программе «ФГОС основного общего образования: идеология, содержание, технологии введения». Обучение проходило на базе школы № 5 города Карпинска, стажировка - в школе № 14 г. Серова и в школе № 32 г. Краснотурьинска – базовых площадках по введению ФГОС ИРО. Практическая работа, деловые игры в группах сменного состава, открытое обсуждение проблем образования и путей выхода из них, конструирование современного урока и внеурочного мероприятия – основа изучения нового стандарта образования в основной школе. Стажировка в школах дала возможность слушателям программы изучить опыт работы учителей по введению ФГОС в 5 классах. Анализ видео-уроков и внеурочных мероприятий, посещение уроков, мастер - класса по организации внеурочной деятельности в школах, помогли ощутить изменения в организации образовательной деятельности, познакомиться с применением новых технологий. Результатом обучения по образовательной программе был, созданный каждым слушателем курсов, конструкт урока по своему предмету.
Основные выводы, слушателей курсов:
Волочнёва В.А., учитель английского языка школы № 16.
Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это традиционными педагогическими способами невозможно, а это значит, что нам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация - проблема - задача - результат.
Королёва С.В., учитель английского языка школы № 5.
Основа стандарта - системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик должен стать субъектом деятельности. В концепции ФГОС осуществляется "перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук». Фиксированного содержания образования не предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученика в той или иной информации, а не к ученику: "Возьми мои знания!". Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы.
Слобожанина Т.О., учитель русского языка школы № 6.
С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности. Эффективная оценочная деятельность учителя предполагает наличие следующих компетентностей:
- умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология "Портфолио", технология оценивания учебных достижений учащихся и др.);
- корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);
- формировать оценочную самостоятельность учащихся.
Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности учителя.
Егорова Г.В., учитель музыки и МХК школы № 5.
Основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности.
Яркова А.Б., учитель музыки и МХК школы № 2.
Пройдя курсы, можно с уверенностью сказать, что основная школа подхватит ФГОС, введённый в начальной школе, в 2015 году с подготовленной базой педагогов, готовых работать по-новому.
В качестве обобщения, хочется использовать приём синквейна (технологии критического мышления):
ФГОС
Нужный, новый.
Изучаем, разбираем, пробуем.
Не хватает времени!
Интересно!